Бабур на арене политической борьбы
Бабур - праправнук третьего сына Амира Темура — Мираншаха. Он родился 14 февраля 1483 года в городе Андижане. Детские и юношеские годы будущего правителя в городах Андижан и Ахси. Во дворце своего отца Умаршейха-мирзы (1456 - 1494) он овладел всеми необходимыми для своего времени знаниями.
Умаршейх-мирза в период правления своего отца Абу Саида-мирзы был назначен правителем сначала Кабульского, затем Ферганского вилаятов. Позже, в период правления своего брата Султана Ахмада, правление огромной территорией от Ташкента до Сайрама также было возложено на Умаршейха-мирзу. Но вследствие беспрерывных внутренних конфликтов и междоусобиц во власти Умаршейха-мирзы остались только Фергана, Ходжент и Уратюбе.
После смерти Умаршейха-мирзы в результате несчастного случая правителем Ферганы стал 12-летний Бабур. Правление государством малолетний государь осуществлял при одного из надежных беков - Ходжи-казы и своей матери Кутлуг Нигорханум — грамотной и мудрой женщины своего времени.
Вступление молодого Бабура в борьбу за власть совпало с тяжелейшим периодом в истории правления династии Темуридов, когда военно-политическая разруха в стране достигла своего пика, что отчетливо прослеживается в политической обстановке Ферганы того времени.
К примеру, в 1494 году дядя Бабура по отцу Султан Ахмад-мирза, правитель Самарканда, предпринял неудачный военный поход на Фергану. При переправе самаркандских войск через реку Кувасай мост рухнул и многие воины утонули. Вскоре лошадей войска поразила чума. Началась паника. Местное население оказывало упорное сопротивление захватчикам. Оказавшийся в безвыходной ситуации Султан Ахмад-мирза был вынужден вернуться в Самарканд.
Объяснение:
Если что я незнаю про него"
История казахской национальной литературы начинается в XIV-XV веках, в результате формирования казахского народа и образования казахской государственности[1].
В истории казахской литературы поэзия и поэтические жанры занимают главенствующее положение. В развитии казахской поэзии чётко три периода:
— период жырау (XV век — первая половина XVIII века);
— поэтический период (вторая половина XVIII века — первая половина XIX века);
— период айтысов (вторая половина XIX века — начало XX века)[3].
Наиболее ранние произведения казахского устного народного творчества, чьё авторство можно считать установленным, относятся к XV веку. В XVI—XVII веках были хорошо известны сочинения легендарного Асан Кайгы, акынов Доспамбета, Шалкииза, а также Бухар-Жырау Калкаман-Улы, автора острых политических стихотворений. В Казахстане сложилась традиция проведения песенно-поэтических состязаний между акынами — так называемых айтысов. Стали выделяться такие жанры песен, как толгау — философское размышление, арнау — посвящение и т. д. В XVIII—XIX веках в творчестве казахских акынов Махамбета Утемисова, Шернияза Жарылгасова, Суюнбая Аронова появляются новые темы — призывы к борьбе против баев и биев. В то же время акыны Дулат Бабатаев, Шортанбай Канаев, Мурат Монкеев представляли собой консервативное направление, идеализируя патриархальное и восхваляя религию. Акыны второй половины XIX века — Биржан Кожагулов (Биржан-сал), Асет Найманбаев, Сара Тастанбекова, Джамбул Джабаев и др. — использовали айтысы как форму выражения общественного мнения, отстаивая социальную справедливость.