1) эру Золотой Орды Наурыз, как и сегодня, обладал статусом государственного праздника. Традиционно все солярные праздники связаны со встречей рассвета, приветствием солнца с распростёртыми руками. В чистый дом, в чистое тело, человек впускает новое солнце, новый день.
2)В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной.
Тут два варианта я написала, можешь использовать один из них или два сразу
Кокпар -В казахской национальной игре кокпар принимали участие джигиты аулов, соседствующих по пастбищу. Данное состязание было проверкой на силу, ловкость, меткость, умение держаться в седле. В день соревнований все участники и зрители собирались на поле. На расстоянии 10-20 метров соревнующихся бросалась туша барана. Так и начиналась борыба за кокпар, которая могла длиться до самого вечера.
Байга -Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы мешать друг другу. Первый игрок конь — вытягивает руки назад-вниз, второй — наездник — берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым прискакавший к финишу, должен подпрыгнуть и достать узорный платочек, подвешенный на стойке.
Алтыбакан —качели и игра у кочевых народов в Средней Азии. Для неё используют 6 шестов, крепкую перекладину, 3 толстых аркана. Шесты связывают по три, наподобие треножника, отступая от верхних концов 50—70 см. Треножники соединяются перекладиной, на которую концами привязываются три аркана: короткие служат сиденьями для двух человек, длинный третий участник. Более опорой для ног. Раскачивать совершенная конструкция представляет собой доску подвешенную на арканах к перекладине перпендикулярно. Во время алтыбакана юноши и девушки Исполняют песни.
Зодчество и другая культура были прерваны татаро-монгольским нашествием, лучшие мастера были убиты или обращены в рабство. Церкви и монастыри разрушены.
В архитектуре в 13 веке в условиях раздробленности стали усиливаться местные традиции. Стали работать только русские мастера, работали новгород-псковская и владимиро-суздальская школа. Владимиро-суздальский центр зодчества продолжил традиции Византии и южной Руси и внесли идеи Западной Европы. В 20-е 30-не годы 13 века были построены Рождественский и Георгиевский соборы. В новгород-псковской школе стали строиться простые церкви с одной главой, новгородская архитектура отличалась монументальностью, отсутствием декоративности. В конце 13 века был построен силами возрождающейся архитектуры собор в Твери. В 14 веке в Новгороде был центр строительства из камня. Были построены два храма, в которых были легкие, торжественные формы. Церкви были украшены фресками и крестами. Зодчество развивалось и в Пскове, строились оборонные сооружения, были построены крепость и кремль из камня. В 14 веке началось возведение храмов и церквей в Московском княжестве ,зодчество стало отражать центральную власть, успехи московских князей. Был возведен кремль в москве из белого камня, собор в Коломне, использовались черты владимирского зодчества.В Москву перебирались лучшие мастера в строительстве, иностранные мастера.