Судя по письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был широко распространен культ барана. Он связан с зороастрийским фавном. У некоторых народностей фавн - бог полей и лесов, покровитель стад, дарующий изобилие, счастье, здоровье, оберегающий от злых духов в доме. Широко был распространен культ барана у огузов и туркмен. Даже происхождение свое огузы связывали с почитанием барана как покровителя рода и племени.
Баран использовался как жертвенное животное. Важную роль баран играл в культовых воззрениях казахов, у которых он выступал в качестве жертвенного животного и оберега - тотема.
Так, при раскопках присырдарьинских средневековых городов была найдена посуда с изображениями баранов и птиц. Навер- шия крышек были сделаны в виде барана с рогами. Среди изображений на крышках - птицы, среди которых можно определить петуха с характерным гребешком. Такие крышки посуды часто встречаются при раскопках городов Отрар, Куйрыктобе и Оксус.
Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось поклонение огню. Так, например, при раскопках городов Куйрыктобе и Отрар археологи в зажиточных домах обнаружили богато украшенные очаги, относящиеся к XI-XII векам. Ученые связывают их с культом поклонения огню. То, что поклонение огню в средневековье было широко распространено у тюркоязычных народов, мы уже знаем. Поклонение огню казахи и кыргызы связывали со священной Умай ана. В казахском народе почитание огню и поклонение ему можно проследить по таким суевериям, как «не плюй в огонь», «не наступай на то место, где горел огонь», «не перешагивай через огонь» и т.д. Существовала традиция: когда в доме появлялась молодая сноха, подливали масло в огонь, то есть совершали жертвоприношение. Это были издавна бытующие в народе традиции, суеверия и обычаи.
Особенно сильны были традиции древних религиозных верований в Жетысу. Несмотря на распространение ислама, здесь по- прежнему сохранялись зороастризм, христианство несторианско- го толка, буддизм и др. Например, при раскопках городища Акто- бе были обнаружены остатки винодельни, принадлежавшей христианам несторианского толка, в сооружении которой использовался обожженный кирпич с изображениями крестов.
Влияние исламской религии на развитие культуры. Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Создав свое централизованное государство, арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походыКерамическая посуда. против других народов, объявляя им «мойну за истинную веру». Арабы захватили земли Ирана, Сирии, Палестины,
Собственно, в том же, в чем и во всем остальном древнем мире - классовое неравенство, напрямую зависящее от приближенности человека к верхушке власти, из которого вытекали все остальные привилегии или ущемления. Обычно прослеживается более-менее четкая граница между руководящими классами (глава государства, жрецы, штат чиновников - зачастую родственный правителю) и производящими (купцы, ремесленники, крестьяне) . Рабы вообще в расчет не берутся. Чем выше человек находился на этой лестнице, тем меньше он мог платить налоги, тем менее суровыми были наказания за преступления (иногда высокопоставленный убийца мог просто откупиться штрафом) . Крестьяне и ремесленники, как водится, платили повышенные налоги, по сравнению с чиновниками. Даже религия нередко была привилегией высшего класса, а простой люд не мог и рассчитывать на души или "жизнь" после смерти.
Миф о происхождении четырёх каст. (Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству. ) Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы, те, кто пашет землю и пасёт скот, созданы из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног.
Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг –слугами.
Судя по письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был широко распространен культ барана. Он связан с зороастрийским фавном. У некоторых народностей фавн - бог полей и
лесов, покровитель стад, дарующий изобилие, счастье, здоровье, оберегающий от злых духов в доме. Широко был распространен культ барана у огузов и туркмен. Даже происхождение свое огузы связывали с почитанием барана как покровителя рода и племени.
Баран использовался как жертвенное животное. Важную роль баран играл в культовых воззрениях казахов, у которых он выступал в качестве жертвенного животного и оберега - тотема.
Так, при раскопках присырдарьинских средневековых городов была найдена посуда с изображениями баранов и птиц. Навер- шия крышек были сделаны в виде барана с рогами. Среди изображений на крышках - птицы, среди которых можно определить петуха с характерным гребешком. Такие крышки посуды часто встречаются при раскопках городов Отрар, Куйрыктобе и Оксус.
Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось поклонение огню. Так, например, при раскопках городов Куйрыктобе и Отрар археологи в зажиточных домах обнаружили богато украшенные очаги, относящиеся к XI-XII векам. Ученые связывают их с культом поклонения огню. То, что поклонение огню в средневековье было широко распространено у тюркоязычных народов, мы уже знаем. Поклонение огню казахи и кыргызы связывали со священной Умай ана. В казахском народе почитание огню и поклонение ему можно проследить по таким суевериям, как «не плюй в огонь», «не наступай на то место, где горел огонь», «не перешагивай через огонь» и т.д. Существовала традиция: когда в доме появлялась молодая сноха, подливали масло в огонь, то есть совершали жертвоприношение. Это были издавна бытующие в народе традиции, суеверия и обычаи.
Особенно сильны были традиции древних религиозных верований в Жетысу. Несмотря на распространение ислама, здесь по- прежнему сохранялись зороастризм, христианство несторианско- го толка, буддизм и др. Например, при раскопках городища Акто- бе были обнаружены остатки винодельни, принадлежавшей христианам несторианского толка, в сооружении которой использовался обожженный кирпич с изображениями крестов.
Влияние исламской религии на развитие культуры. Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Создав свое централизованное государство, арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походыКерамическая посуда. против других народов, объявляя им
«мойну за истинную веру». Арабы захватили земли Ирана, Сирии, Палестины,