Золотая Орда по сути своей являлась государством кочевым, а таким государствам не свойственна долговечность: кочевые государства легко растут и легко распадаются на части. Сама будучи продуктом распада империи Чингисхана, Золотая Орда со временем претерпела новый распад. Вражда с соперничающей ордой Хулагу (или Ильханатом), также осколком империи Чингисхана, ослабила Золотую Орду, не ее долговечности и нарастающая со временем освободительная борьба русских княжеств. Поэтому в XV веке Золотую Орду ждал распад.
Первыми отделились от Золотой Орды Сибирское и Узбекское ханства, затем - Ногайская орда. Решающим же кризисом стало возникновение Казанского, Крымского и Казахского ханств, после чего Золотая Орда прекратила своё существование, уступив место преемнице - Большой Орде.
Большая Орда первое время сохраняла господство над Русью, но в 1480 году безуспешная попытка Ахмата принудить Московскую Русь к выплате дани (вошедшая в историю как Стояние на Угре) привела к обретению Московским государством независимости. Лишившись окончательно источника богатств, Большая Орда не могла больше удерживать первенство среди новых ордынских государств, и вскоре хан Ахмат был убит ногайцами и сибирскими татарами, а при его детях наступил окончательный распад Большой Орды.
Распад Золотой Орды привел к ряду важных исторических последствий, в первую очередь - для Московской Руси, или зарождающегося Российского государства. Золотой Орде как монолитному образованию раздробленная Русь противостоять не могла ни при каких обстоятельствах. Но объединенная Русь не только легко преодолела иго Большой Орды, но и вскоре (при Иване Грозном) завоевала и покорила значительную часть образовавшихся при её распаде государств. Оставшиеся, такие, как Крымское ханство, Ногайская орда и Казахстан, были постепенно присоединены к России в последовавшие столетия.
Внутрiшня:
При Ярославі Мудрому був складений звід законів під назвою «Правда Ярослава», що становить найбільш давню частину «Руської Правди». Видання цього документа сприяло організації внутрішнього життя країни. Так само при ньому були засновано перші монастирі - Св. Ірини, Св. Юрія, Києво - Печерський монастир, які стали великими церковними і суспільно-культурними центрами
Зовнішня політика:
941г - перший похід Ігоря на Константинополь
943г - другий похід Ігоря на Константинополь
944г - укладення мирного договору між Візантією і Руссю.
Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius - меч) - в Древнем Риме - военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.
Гладиаторские бои были переняты римлянами у греков, этруссков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами.
Для того чтобы стать гладиаторами, необходимо было принять присягу и объявить себя "юридически мёртвыми". С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них - было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон - полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло. Конечно, аудитория могла всегда предоставлять милосердие тем гладиаторам, которые отважно сражались и нравились публике, однако такое помилование случалось крайне редко.