Великая французская революция Тяжелое наследство оставило французам долгое царствование «Короля-солнце» Людовика XIV. Его огромный двор и постоянные войны требовали много денег. Людовик XV тоже вел войны, и почти все неудачно. И тоже держал огромный пышный двор. В то же время собирать налоги во Франции было очень тяжело. Здесь сохранялась средневековая система, при которой многие дворяне имели огромные привилегии. Да и торговля и промышленность были опутаны различными ограничениями. А вот крестьянам приходилось очень тяжело.
Дворяне продолжали жить так, словно жизнь навсегда остановилась в Средневековье. А между тем развивались науки, распространялось просвещение. И уже мало кто мог поверить в то, что королевская власть установлена самим Богом.
Король Людовик XVI не был похож на своих предшественников. Он был скромен, любил не блестящее общество придворных, а тихий семейный круг. Но его попытки провести реформы с лучших экономистов потерпели неудачу. Многие влиятельные люди хотели перемен для страны, но для себя желали, чтобы все оставалось по-прежнему. В поисках выхода король Людовик XVI собрал Генеральные штаты, то есть собрание всех сословий своего королевства. Но уже через месяц работы Штаты отказались подчиниться указу об их роспуске, который выпустил король, боявшийся их усиления. Угроза разгона собрания вызвала восстание в Париже. 14 июля 1789 года народ штурмом взял крепость-тюрьму Бастилию, символ королевской власти. Этот день считается датой начала революции.
После взятия Бастилии была создана армия революции — национальная гвардия. Вслед за восстанием в Париже вспыхнули волнения в деревне: крестьяне жгли замки, уничтожали долговые расписки и архивы. Учредительное собрание в ночь 4 августа объявило о «полном уничтожении феодального порядка» во Франции и законы нового общества были закреплены в «Декларации прав человека и гражданина» (26 августа 1789 года), ставшей вступлением к конституции 1791 года.
Король сохранил свой титул главы государства, но находился в Париже почти как заложник. Он даже пытался вместе с семьей тайно бежать, но был задержан. Разруха, бедность, рост цен на продукты, неудачи первых месяцев войны с врагами Франции породили в народе подозрения в измене. Толпа парижан 20 июня 1792 года ворвалась в королевский дворец Тюильри.
В 1793 году революционное правительство возглавил Максимилиан Робеспьер, мечтавший об уничтожении королевской власти и превращении страны в республику. По законам, выпущенным якобинским правительством, были переданы земли дворян для их раздела, полностью уничтожались все феодальные права и привилегии. Тогда же, в 1793 году, была принята конституция, которая провозгласила, что все граждане Франции имеют право избирать себе власть и сами быть избранными.
21 января 1793 года Людовик XVI был обезглавлен в Париже на площади Революции. Сосредоточение власти в руках Робеспьера сопровождалось массовыми казнями. Переворот 27–28 июля (9 термидора) 1794 года отправил Робеспьера и его ближайших сподвижников под нож гильотины.
Революция завершилась 9 ноября 1799 года установлением «твердой власти» — диктатуры Наполеона.
Жан Кальви́н французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. Центральная доктрина кальвинизма верховная власть Бога во всём. В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние. Широко применялась смертная казнь. Самым известным актом расправы над неугодными является казнь антитринитария Мигеля Сервета. Тем не менее организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер. Особое место в учении Кальвина занимала идея божественного предопределения. кальвинизм оказался очень тесно связан с политическими движениями, что было обусловлено образованием и развитием в это время национальных государств и резким возвышением центральной власти, активно использовавшей в своих целях любые оппозиционные католической церкви учения.