Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками[12]. В IX веке попытки христианизации предпринимались в отношении Великой Моравии (862)[Комм. 1] и Болгарии (864—920)[Комм. 2][13]. Путём крещения правящей верхушки Византия стремилась закрепить государства язычников в своей сфере влияния и уменьшить опасность военных конфликтов на своих границах[12].
После нападения русов на Константинополь (860) та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев[14][15][16]. По некоторым данным, в это время были крещены киевские князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа[17]. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. По другим источникам, первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877).
Производящее хозяйство — хозяйство, при котором основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При смене присваивающего хозяйства производящим хозяйством общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах 10—12 тыс. лет назад. Новые археологические и палеоэтноботанические исследования подтвердили полицентрическую концепцию происхождения земледелия и навыков скотоводства, разработанную Н. И. Вавиловым. Эти исследования также доказали первоначальное возникновение разных центров доместикации животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в истории хозяйства, которое перешло от присваивающего хозяйства к производящее хозяйству. Сформировались хозяйственно-культурные типы (ХКТ), земледельческая деятельность в которых сначала была основана на ручном труде. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства постепенно создаются возможности имущественного неравенства и возникновения раннеклассовых отношений, в частности рабовладельческих и феодальных. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами, сформировались различные ХКТ как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота.
1. Надпишите название реки, протекавшей через Египет (Нил). 2. Надпишите названия двух главных рек Двуречья (Евфрат и Тигр). 3. Закрасьте районы земледелия в Двуречье (границы районов обозначены пунктиром). 4. Закрасьте кружочки, обозначающие города — центры древнейших государств. Напишите их названия: 1. Ур 2. Урук 3. Лагаш 5. Какие страны и полуостров обозначены на карте цифрами? Напишите их названия: 4. Египет 5. Синайский полуостров 6. Палестина 7. Сирия 8. Финикия 6. Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия: 9. Персидский залив 10. Средиземное море Красное морее
Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками[12]. В IX веке попытки христианизации предпринимались в отношении Великой Моравии (862)[Комм. 1] и Болгарии (864—920)[Комм. 2][13]. Путём крещения правящей верхушки Византия стремилась закрепить государства язычников в своей сфере влияния и уменьшить опасность военных конфликтов на своих границах[12].
После нападения русов на Константинополь (860) та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев[14][15][16]. По некоторым данным, в это время были крещены киевские князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа[17]. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. По другим источникам, первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877).