Азовская кампания
Азовская кампания, Осада Таганрога
14 мая 1855 года «лёгкая эскадра» в составе от 16 до 20 вымпелов, ворвалась в Азовское море. Эскадра совершила неудачное для неё нападение на крепость Арабат, разгромила Геническ, бомбардировала и безуспешно штурмовала десантом Таганрог, подвергла продолжительному обстрелу Мариуполь. Десанты союзников высаживались, не встретив сопротивления, в Бердянске, Ейске, Темрюке, уничтожая там запасы фуража, продовольствия. На море союзники топили и жгли все застигнутые ими суда, всё вплоть до рыбачьих лодок. 28 мая эскадра вышла из моря.
Второй раз «Лёгкая эскадра» входит в Азовское море 10 июня, в составе от 15 до 17 вымпелов. На этот раз она находится в море полтора месяца и подвергает бомбардировке большинство прибрежных селений. Часто неприятель высаживает десантные отряды для поджогов и уничтожения всего, что не поддаётся воздействию корабельной артиллерии. Нападению подвергаются селения по всему побережью, от Арабатской стрелки до устья Дона, демонстрируются даже намерения войти в сами донские гирла. Кроме того, особо жестоким бомбардировкам подвергаются города Бердянск, Таганрог.
Третий вход эскадры в Азовское море пришёлся на 4 августа. На этот раз её состав уменьшился до 5 судов. Эскадра оперирует в западной части моря и совершенно не показывается в Таганрогском заливе. Города Бердянск, Мариуполь, Таганрог больше не обстреливаются. Лишь однажды, 19 августа, канонерка англичан с целью разведки появляется у Таганрога и делает несколько выстрелов, но не по городу, а по вновь построенной береговой батарее. 31 августа две канонерки вновь обменивается несколькими выстрелами с Таганрогской батареей, после чего неприятельские корабли больше у Таганрога не появляются. С этого времени действия эскадры вновь ограничиваются центральной и западной частью моря, с редкими заходами в Таганрогский залив. Геническ и Арабатская стрелка как всегда являются основными объектами нападений британцев. 12 сентября эскадра усилилась до 7 судов. 14 и 15 октября две канонерки, после более чем двухмесячного перерыва, обстреливают Мариуполь. 23 октября, все 7 пароходов эскадры появились у Ейска. Последовал двухдневный ожесточённый штурм Глафировки, Ейска[125].
Кавказская кампания
Основная статья: Кавказская кампания Крымской войны
На Кавказе турецкая армия Абди-паши атаковала Ахалцых, где находился русский гарнизон генерала Андроникова, но потерпела поражение, а через неделю ещё одно от 10-тысячной армии князя Бебутова у Башкадыклара.
20 (31) октября бой парохода «Колхида», перевозившего роту солдат для усиления гарнизона поста Св. Николая, расположенного на кавказском побережье. При подходе к берегу «Колхида» села на мель и попала под обстрел турок, захвативших пост и уничтоживших весь его гарнизон в ночь с 15 на 16 октября. Отразила попытку абордажа, снялась с мели и, несмотря на потери среди экипажа и полученные повреждения, пришла в Сухум.
После поражения армии Наполеона под Ватерлоо на французский престол вновь возвратились Бурбоны. На сей раз 8 июля 1815 г. Людовик XVIII вступил в Париж с воззванием, в котором убеждал французов, что слухи о восстановлении десятины и феодальных прав – «это сказка, не заслуживающая опровержения. Король обещал «простить заблуждения» и оставить национальное имущество в собственности тех, кто их приобрел во время революции». Но в августе 1815 г. была избрана новая реакционная палата депутатов. Многие деятели революционных лет и наполеоновского периода были убиты без суда. Чрезвычайные трибуналы вынесли более 10 тыс. обвинительных приговоров по политическим делам. С государственной службы было уволено до 100 тыс. человек, слывших «неблагонадежными» политически.
Людовик XVIII, опасаясь нового революционного взрыва в стране, вынужден был распустить в 1816 г. «бесподобную палату». Новые выборы принесли победу умеренным роялистам, сторонникам конституции. Но с 1820 г., особенно с конца 1821 г., когда к власти вновь пришли ультрароялисты, реакция резко усилилась. Избирательная система была изменена в реакционном духе, введена предварительная цензура, школы отданы под надзор епископов, 1815–1830 гг. вошли в историю Франции как период Реставрации с политическим господством в стране дворянства идуховенства. При Бурбонах преобладала крупная земельная собственность. В этот период экономика Франции – ее сельское хозяйство и ее промышленность – продолжала развиваться по капиталистическому пути. Во Франции продолжался промышленный переворот. Быстро увеличивали свою продукцию шерстяная, шелковая, металлургическая и некоторые другие отрасли промышленности. С 1815 по 1829 гг. потребление хлопка возросло в три раза. Добыча угля с 1815 по 1830 гг. удвоилась, а производство чугуна выросло в три раза.
Промышленный переворот и развитие капитализма во Франции вели к усилению эксплуатации рабочего класса, обнищанию и разорению мелких ремесленников и кустарей, к обострению классовой борьбы.
Реакционная политика правительства Реставрации, защищавшего преимущественно интересы и привилегии крупных землевладельцев—дворян и высшего католического духовенства, отрицательно отражалась на экономическом развитии Франции. В стране нарастало недовольство засильем иезуитов при дворе Бурбонов, в администрации, в школах, вызывающим поведением бывших дворян—эмигрантов, угрожавших крестьянству восстановлением феодальных порядков. Промышленный кризис 1826 г., а затем депрессия 1829–1830 гг., совпавшая с неурожаем, ухудшили и без того тяжелые условия существования трудящихся: большие массы людей в городах были лишены заработка, в деревне царили нищета и голод. Следствием этого был рост революционных настроений в народных массах.
В результате июльской революции 1830 г. во Франции, длившейся всего три дня, буржуазия одержала победу над дворянством, но полное уничтожение монархии не входило в ее планы. На французский престол был посажен герцог Орлеанский, поддерживавший тесные связи с правыми буржуазными либералами.
Луи Филипп Орлеанский был провозглашен сначала наместником, а затем 9 августа 1830 г. королем Франции. Так во Франции установился режим буржуазной монархии. Установление этого режима, при котором главную роль играли банкиры, биржевые и железнодорожные «короли», владельцы угольных копей, железных рудников и лесов, связанная с ними часть земельных собственников промышленному и экономическому развитию Франции в 1830–1847 гг