Как уже отмечалось, реформационное движение было подготовлено гуманистическими и еретическими учениями XIV-XV вв. В начале XVI века с критикой папства все чаще выступают сами священнослужители. Одним из них был «великий августинец» Мартин Лютер (1483—1546). Он закончил богословский факультет, в 1510 году впервые посетил Рим и был настолько потрясен увиденным, что всю свою дальнейшую жизнь посвятил борьбе с папством. 31 октября 1517 года в саксонском городе Виттенберге Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций, тем самым зажег факел общеевропейской Реформации.
Средневековье знало немало попыток «улучшить» нравы духовенства и «очистить» церковь. Одним из объектов критики католицизма стала продажа индульгенций (т.е. отпущение грехов). Отпущения грехов имели давнее Еще в раннем христианстве царство загробных мучений было поделено на ад и чистилище. Ад – наказание, вынесенное только Богом, чистилище, как считали ученые-богословы, видно и церкви. Отсюда, вместо чистилища на небесах, человек может быть наказан и на земле. Так появились епитимии (покаянные тяготы и муки), заменяющие чистилище. Епитимии тоже можно «заменить». Заменой стали сатисфакции – покаянные благодеяния, заменяющие покаянные страдания. Идея сатисфакции завоевала признание в эпоху крестовых походов. В 1095 году папа Урбан II ввел индульгенции – отпущение грехов церковью. С 1390 года такие отпущения стали дароваться не только паломникам, но и тем, кто внес имущественный или денежный взносы в пользу церкви. В 70-е годы XV века церковь печатает разрешительные грамоты. Купив ее, получатель фактически имел отпущение грехов. Он мог также «отпустить»! муки своему родственнику или другу, томящимся в чистилище.
Распространение христианской религии привело к утверждению единой точки отсчета — Рождество Христово. События истории стали делиться на «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова». Позже утвердилось более нейтральное определение — «события нашей эры» (н. э.) и «события до нашей эры» (до н. э.). В нашей стране счет лет от Рождества Христова был введен Петром I более 300 лет назад.
Рассмотрим «ленту времени» на рисунке (рис. 3). Условимся, что время движется слева направо. Поперечной разделительной чертой отмечено начало нашей эры. Многие исторические события произошли до нашей эры. Например, основание Рима произошло, согласно легенде, в 753 году до н. э. Этот год мы поместим на «ленте времени» слева от разделительной черты. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Это событие мы также разместим слева от разделительной черты. 776 больше 753, а значит, первые Олимпийские игры состоялись раньше основания Рима и займут положение левее по отношению к 753 г. до н. э. Счет лет до нашей эры идет в обратном направлении — 2 год до н. э. был раньше, чем 1 год до н. э., в то время как события нашей эры считаются в привычной для нас последовательности цифр — сначала был 1 год н. э., затем 2 год н. э. Нулевого года не существует, после окончания 1 года до н. э. наступает 1 год н. э.
Если необходимо вычислить, сколько лет прошло от одного события до наших дней, обычно из современной даты вычитают дату события, если событие произошло до нашей эры, то даты складываются. Например, вопрос: сколько лет назад был основан Древний Рим? 753+2013=2766, 2766 лет назад был основан Рим. Известно, что первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. Сколько лет отметит Москва в этом году? 2014–1147=867, в этом году Москва отметит свое 867-летие.
ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Рис. 3. Лента времени (Поваляева Н.Е.)