Історія стародавніх цивілізацій охоплювала період з IV тис. до н. е. до падіння Західної Римської імперії у V ст. н. е. Склалися два типи господарської організації — східне і античне рабство
Проте їм були властиві спільні риси: ручна технологія з індивідуальними та спільними знаряддями праці, провідна роль землеробства і натурального господарства, позаекономічний примус як засіб організації та привласнення суспільної праці.
Східне рабство виникло в IV тис. до н. е. в Стародавньому Єгипті. Вигідне стратегічне та географічне положення сприяло його політичному та економічному розвитку. Зокрема, швидко розвивалося землеробство на високоурожайних, поливних землях долини Нілу.
Другою важливою галуззю господарства було тваринництво, яке відтіснило мисливство. Єгиптяни винайшли соху, навчилися виливати з міді ножі, сокири, наконечники стріл, посуд.
Проте найбільшим їхнім господарським досягненням стала зрошувальна система землеробства. Заболочена, непридатна для життя долина Нілу у III тис. до н. е. перетворилася на квітучий оазис, коли Верхнє і Нижнє царства об'єдналися в єдину державу.
Побудувати цей гідротехнічний комплекс, підтримувати його, давати надлишки сільськогосподарської продукції могли тільки великі вільні сільські громади.
Поступово фараони, жерці, державні чиновники присвоїли общинні землі, перетворивши вільних селян на залежних від себе виробників. Згодом стародавні єгиптяни навчилися виплавляти бронзові вироби, виробляти тонке льняне полотно, прикраси з золота і срібла. Особливо високого рівня розвитку досягла обробка каменю.
І сьогодні дивують своєю величчю і таємничістю єгипетські піраміди. Оскільки на півночі Єгипту переважало тваринництво, а на півдні землеробство, то між цими областями виникла жвава торгівля. У ринкові відносини втягнулися Сінайський півострів, Нубія та Лівія, які були завойовані Єгиптом. Купці торгували золотом, сріблом, міддю, оловом, шкірами, слоновою кісткою, деревиною. У країні існували рабські ринки, де вільно купували і продавали невільників.
Изяслав Мстиславич, внук Мономаха, слыл искусным полководцем военной отвагой и хитроумием. Жил в сложное время, связанное с междоусобицами и политической раздробленностью Руси. Не считаясь с родовым старшинством, предполагал, что высшая должность должна доставаться самому достойному и смелому претенденту. Летопись упоминает Изяслава II, потомка Рюрика, как первого русского князя с титулом «царь».
Поддерживая династические браки, князь имел родственников в католических королевствах Венгрии и Польше. Поэтому в военных междоусобных операциях Изяславу Мстиславичу чешский, польский и венгерский короли, «работая» на Русское государство. Перед смертью женился на грузинской царевне. В то время Киев и Константинополь противостояли друг другу. Против Византии выступала и Венгрия, союзник Изяслава. Византию поддерживал галицкий князь Владимирко Володарьевич, противник князя Изяслава. Серьёзным выпадом против Константинополя, не боясь разрыва церковных связей, стало создание Мстиславичем, в 1147 г., самостоятельной русской церкви. На соборе епископов, не без давления со стороны Великого князя, нарушая канонические законы, русским митрополитом назначен внешнеполитический советник Изяслава – Климент Смолятич, учёный монах. Новгородский епископ не принял волю Великого князя. Началась церковная смута и раскол, которые продолжались 2 года.
Наполеон был сыном мелкого дворянина с итальянского острова Корсика, только за три месяца до его рождения ставшего владением Франции . Отец поместил мальчика на казенную стипендию в одно из французских военных училищ, а в пятнадцать лет Наполеон поступил в парижскую военную школу, где подготавливались офицеры для армии. Наполеон рос угрюмым и замкнутым мальчиком, быстро и надолго раздражался, не искал сближения с кем-либо, смотрел на всех без почтения и сочувствия, был очень в себе уверен, несмотря на молодость и очень малый рост. Академию окончить он не успел. Умер отец, и семья осталась почти без средств к существованию. Наполеон поступил на службу в армию с чином младшего офицера.
Тяжело жилось молодому офицеру. Большую часть без того небольшого жалования приходилось отсылать семье, оставляя себе лишь на скудное пропитание. Общества он избегал: одежда его была так невзрачна, что он не хотел и не мог вести светскую жизнь. Зато работал он без устали, проводя за книгами все свободное от службы время; читал запоем, с неслыханной жадностью, заполняя заметками и конспектами свои тетради. Больше всего его интересовали книги по военной истории, математике, географии, описания путешествий. Передовая молодежь того времени увлекалась сочинениями философов-просветителей. У Наполеона же рано проявилось отвращение к взглядам революционных писателей.
На большую и быструю карьеру по военной службе мелкопоместный дворянин с далекого острова Корсика расчитывать не мог. Разразившаяся в 1789 году во Франции пленила Наполеона тем, что теперь его личные могли содействовать его возвышению.
В ходе революции Наполеон якобинцам, но эта временная близость к ним была для честолюбивого офицера тактикой карьериста. Его подлинное отношение к революционному народу видно из того, как он отнесся к вторжению народной массы в королевский дворец Тюильри в июне 1792 года и к свержению монархии 10 августа 1792 года.
Будучи не участником восстания, а лишь посторонним свидетелем, он мог совершенно спокойно дать волю своим истинным чувствам. “Пойдем за этими канальями” – сказал он своему спутнику, увидев толпу, шедшую к королевскому дворцу. Когда Людовик 16, перепуганный этой грозной демонстрацией, поклонился толпе из окна, Наполеон сказал с презрением: “Какой трус! Надо было смести пушками 500-600 человек – остальные разбежались бы!” Десятого августа – в день штурма Тюильри и низвержения Людовика 16 – Наполеон снова был на улице и обозвал революционеров “самой гнусной чернью”. Конечно, стоя в толпе и глядя на штурм Тюильри, он не знал, что французский трон, с которого сгоняли Людовика 16, тем самым очищается для него, так же и стоящие вокруг него люди, приветствовавшие рождение республики восторженными криками, не могли подозревать, что этот худой низкорослый офицер в поношенном сюртуке задушит эту республику и станет самодержавным императором. Но интересно, что Наполеон уже тогда думал о картечи и пушках как о наиболее подходящем отвечать на народные восстания.