Представления татарского народа о семье, воспитании детей находят отражение в комплексе правил, нормах поведения, советах, рекомендациях, в устном народном творчестве. Воспитание детей всегда являлось наиглавнейшей задачей татарской семьи.
В воспитании детей и внутреннем распорядке жизни семьи решающей являлась власть отца. В семьях девочку учили быть покорной мужу: «повиновение ему равно повиновению Аллаху», а мальчика - «господствовать над женой», при этом у мужчин внимательное, доброе отношение к женам. Дети нужны для продолжения рода. Поэтому каждый отец мечтал иметь сына. Сын - продолжатель фамилии. Именно на сына возлагались надежды, как на главу хозяйства, опору в старости. В татарских семьях престарелых родителей должны опекать и содержать взрослые дети. Об этом говорит такая поговорка: «Кияве? т?ренн?н - улы?ны? ишек т?беартык» (зять лучше сына не бывает).
Отмечается, что дочки эмоционально ближе к родителям: «Уллы кеше - урта бай, кызы кеше -кызыл бай». В современных семьях любовь к детям является важной педагогической проблемой, так как родители допускают много непоправимых ошибок. В татарской семье ребёнка всегда окружали теплом, любовью, называли источником радости: «Бу д?ньяда бал татлы, балдан да бала татлы» (в жизни мёд сладкий, а с ребёнком ещё слаще), но тем не менее культа ребёнка в татарских семьях никогда не было. Народом осуждалась слепая любовь матерей к детям, вседозволенность, неразумные требования, потакание детским капризам. Это отражается в поговорке: «Бала ?аена торса?, балабулырсы?» (ребёнка слушаться, сам ребёнком станешь). Народ всегда был за разумное проявление любви к детям, чтобы родители были ответственны за воспитание своих детей, помнили, что иметь ребёнка - не только радость, но и большая ответственность, а его правильное воспитание - это долг родителя перед обществом: «Баланы ?стерс??, буен гына т?гел, акылын да ?стер» (нужно не просто ребёнка вырастить, нужно ещё и умным вырастить).
Воспитание эффективно, когда оно начинается с ранних лет и ведётся постоянно:«Баланыкараватта аркылы ятканда ты?лата алмаса?, буй яткач ты?латырмын дим?» (Пока ребёнок лежит поперёк кровати, надо его уму разуму учить, когда он лежит вдоль кровати, учить уму разуму поздно).
Как и у других народов, в татарской народной педагогике признаётся особая роль матери. Мать всегда мягче и эмоционально ближе к детям. «Ана камчысы - мамыктан, ата с?зе - тимерд?н» (материнское наказание мягкое, как вата, а отцовские слова твёрдые, как железо). Но авторитет отца беспрекословен. Слово отца всегда было законом, оно не оспаривалось. Мать старалась поддержать авторитет отца, никогда не отменяла его требований, одна не принимала серьёзных решений. Таким образом, реализовывался принцип единства требований. Если есть авторитет отца в семье, то конфликтные ситуации легче решаются при приглашении в школу отцов.
Этикет в отношениях между родителями и детьми воспитывался в татарских семьях с ранних лет и сохранялся на всю жизнь. Не только родители, но и дети ответственны перед ними за своё поведение, за свою судьбу.
Таким образом, основными нормами, правилами воспитания детей в татарских семьях являлись прежде всего: уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим, детям, ответственность родителей за правильное воспитание детей перед обществом, взаимоответственность родителей и детей друг перед другом, осуждение неразумной, нетребовательной любви к детям, высокий авторитет отца в воспитании детей, его твёрдая рука, решающее слово в семье, человечность, взаимоуважение между родственниками в семье
Галицкое : Находилось на юго-западе Руси. Международные связи с Венгрией, Польшей, Византией Т.е управление? Правил князь с советом знатных бояр, позднее проводилась политика централизации княжества и борьбы с боярскими группировками Ничем особым не выделялись по занятиям Роман Мстиславич, Даниил Романович
Владимирское : Выгодное расположение в междуречье Оки, Волги и Клязьмы Борьба с боярством, единоличная власть князя. ( Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо)/ Бортничество, пашни
Новгород: Боярская республика От Балтики до Урала, от Белого моря и берегов ледовитого океана до междуречья Волки и Оки Князь был призывным и связан "рядом" - договором с боярской верхушкой Торговля Солеварение Бортничество Святослав Ольгович Всеволод Мстиславович
Преимущественным занятием сарматов было кочевое скотоводство. Важную роль играло земледелие, особенно в западных районах (междуречье Волги и Урала). Широкое применение получила охота. При верховой охоте сарматы использовали специальных собак. Сарматы были искусными мастерами в изготовлении лука и стрел. Луки были сложные и делались из различных пород дерева. В сарматских захоронениях археологи находят большое количество изделий из керамики.
Культура сарматов делится на III этапа:
а) раннесарматская (IV-II вв. до н.э.);
б) среднесарматская (II до н.э. I в. н.э.);
в) позднесарматская (I I – I V вв. н.э.)
Большое влияние на культуру сарматов оказала античная Греция (например, в погребениях часто встречаются изображения греческого бога Диониса). Сарматские племена были связующим звеном между культурами Центральной Азии и Причерноморья. В сарматских женских погребениях часто находят бронзовые зеркала. Большим спросом у сарматских женщин пользовались изделия из стекла (их доставляли из стран Востока). Хорошо изученный памятник сарматской культуры - могильник Сынтас (захоронение трех воинов) в Актюбинской области. В Сынтасском кургане были найдены предметы с изображением волка и костяные ложки с изображениями сайги и горного козла. При раскопках памятника Аралтобе были раскопаны 3 кургана. Памятник расположен в Жылыойском районе, Атырауской области. Настоящей сенсацией стало раскопанное в наполовину разграбленном третьем кургане погребение сарматского вождя. Сейчас эту находку называют 2-ым «Золотым человеком» в истории Казахстана. Археологические находки отнесены учеными к 129 г. н. э. Считается, что археологические памятники ранних сарматов относятся к прохоровской культуре. Сарматские курганы Целинный, Бесоба обнаружены на территории Актюбинской области. Памятник Целинный I включает в себя 100 насыпей. В кургане Бесоба захоронены женщины-жрицы. В могильнике были похоронены женщины, лежавшие на спине головой на юго-запад. Рядом с покойными были положены необходимые вещи: бронзовое зеркало, золотые серьги, бусы и жертвенник с изображением оскалившего пасть волка. Курган Володарка обнаружен на территории Западно-Казахстанской области.
В 2000 г. археологом 3. Салсалиевым в районе Атырау было найдено захоронение знатной сарматской женщины, относящееся к IV в. до н.э. Археологический памятник - культовый комплекс на Устюрте - относится к среднесарматской эпохе, которая получила в исторической науке название сусловской культуры (от названия могильника на территории Саратовской области). Женские захоронения, обнаруженные возле села Лебедевка (Западно-Казахстанская область), датируются II-IV вв. н.э. и принадлежат к позднесарматской культуре. В ранних сарматских памятниках в большом кургане хоронили самого уважаемого члена рода. По антропологическому типу сарматы принадлежали к европеоидной расе, но в их облике уже присутствовали монголоидные черты. Говорили сарматы на индоиранском языке. В позднесарматскую эпоху (II—IV вв. н.э.) сарматы переняли культуру гуннских племен. Также приход гуннов положил начало тюркизации (ассимиляции) сарматских племен и распространению тюркского языка. Усиление засушливости климата привело к сокращению численности сарматских племен, уменьшению поголовья скота на рубеже I века до н.э. -I века н.э.
В воспитании детей и внутреннем распорядке жизни семьи решающей являлась власть отца. В семьях девочку учили быть покорной мужу: «повиновение ему равно повиновению Аллаху», а мальчика - «господствовать над женой», при этом у мужчин внимательное, доброе отношение к женам. Дети нужны для продолжения рода. Поэтому каждый отец мечтал иметь сына. Сын - продолжатель фамилии. Именно на сына возлагались надежды, как на главу хозяйства, опору в старости. В татарских семьях престарелых родителей должны опекать и содержать взрослые дети. Об этом говорит такая поговорка: «Кияве? т?ренн?н - улы?ны? ишек т?беартык» (зять лучше сына не бывает).
Отмечается, что дочки эмоционально ближе к родителям: «Уллы кеше - урта бай, кызы кеше -кызыл бай». В современных семьях любовь к детям является важной педагогической проблемой, так как родители допускают много непоправимых ошибок. В татарской семье ребёнка всегда окружали теплом, любовью, называли источником радости: «Бу д?ньяда бал татлы, балдан да бала татлы» (в жизни мёд сладкий, а с ребёнком ещё слаще), но тем не менее культа ребёнка в татарских семьях никогда не было. Народом осуждалась слепая любовь матерей к детям, вседозволенность, неразумные требования, потакание детским капризам. Это отражается в поговорке: «Бала ?аена торса?, балабулырсы?» (ребёнка слушаться, сам ребёнком станешь). Народ всегда был за разумное проявление любви к детям, чтобы родители были ответственны за воспитание своих детей, помнили, что иметь ребёнка - не только радость, но и большая ответственность, а его правильное воспитание - это долг родителя перед обществом: «Баланы ?стерс??, буен гына т?гел, акылын да ?стер» (нужно не просто ребёнка вырастить, нужно ещё и умным вырастить).
Воспитание эффективно, когда оно начинается с ранних лет и ведётся постоянно:«Баланыкараватта аркылы ятканда ты?лата алмаса?, буй яткач ты?латырмын дим?» (Пока ребёнок лежит поперёк кровати, надо его уму разуму учить, когда он лежит вдоль кровати, учить уму разуму поздно).
Как и у других народов, в татарской народной педагогике признаётся особая роль матери. Мать всегда мягче и эмоционально ближе к детям. «Ана камчысы - мамыктан, ата с?зе - тимерд?н» (материнское наказание мягкое, как вата, а отцовские слова твёрдые, как железо). Но авторитет отца беспрекословен. Слово отца всегда было законом, оно не оспаривалось. Мать старалась поддержать авторитет отца, никогда не отменяла его требований, одна не принимала серьёзных решений. Таким образом, реализовывался принцип единства требований. Если есть авторитет отца в семье, то конфликтные ситуации легче решаются при приглашении в школу отцов.
Этикет в отношениях между родителями и детьми воспитывался в татарских семьях с ранних лет и сохранялся на всю жизнь. Не только родители, но и дети ответственны перед ними за своё поведение, за свою судьбу.
Таким образом, основными нормами, правилами воспитания детей в татарских семьях являлись прежде всего: уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим, детям, ответственность родителей за правильное воспитание детей перед обществом, взаимоответственность родителей и детей друг перед другом, осуждение неразумной, нетребовательной любви к детям, высокий авторитет отца в воспитании детей, его твёрдая рука, решающее слово в семье, человечность, взаимоуважение между родственниками в семье