Египетские пирамиды были построены в те далёкие времена, когда держава на Ниле была самым богатым и процветающим государством Древнего мира. Их молчаливое благородство долго будоражило людские умы - чего стоят только пирамиды Гизы, признанные одним из величайших творений за всю историю человечества. Можно легко догадаться, какую роль в жизни древнего общества играли цари-фараоны, ведь именно в их честь возводились эти внушительные сооружения. Пирамиды строились на протяжении почти всей истории Египта, но лучшие из них были воздвигнуты в период между III и VI династиями (до 2325 г. до н.э.). 4000 лет спустя египетские пирамиды всё ещё сохраняют своё великолепие, воплощая в себе благородное древней страны.
Фараон
Период правления III и IV Династии принёс в Египет стабильность и процветание, породив, тем не менее, тот самый уникальный образ фараона, к которому мы привыкли. Будучи одновременно существом и смертным, и божественным, правитель был, согласно местным верованиям, избранным богами проводником между загробным миром и миром живых. Очевидно, что в этом случае логично было поддерживать статус владыки и после смерти, когда он становился "Осирисом", богом мёртвых. Новый фараон, в свою очередь, принимал титул "Гора", бога-сокола, защитника солнечного бога Ра.
Древние египтяне верили, что частица души погибшего фараона, называемая "ка", оставалась в его теле навечно. Чтобы обеспечить сохранность столь ценной материи, тело повелителя мумифицировали. Вместе с ним в загробный мир отправлялись золотые сосуды, пища, мебель и другие личные вещи. Богатства правителя были нужны не только ему самому, но и отправлявшейся с ним свите - родственникам, слугам и жрецам.
Как и любому богу, мёртвому фараону нужен был свой храм. Именно этой цели и служили все гробницы.
Первые пирамиды
Со времён начала Династической эры (около 2950 года до н.э.) королевские гробницы выбивались в скалах; остовом для них служили прямоугольные постройки, называемые "мастабы". Именно эти сооружения стали предками пирамид.
Первую пирамидальную постройку в Египте возвели примерно в 2630 году в Саккаре для фараона Джосера. Это архитектурное творение, зовущееся теперь "Ступенчатой пирамидой", по сути представляло собой обычную мастабу с несколькими дополнительными ярусами. Автором сооружения был Имхотеп, жрец и лекарь; спустя несколько сотен лет он станет святым покровителем писцов и врачей. Его постройка включала в себя шесть ярусов, сделанных из камня взамен более привычного для египтян глиняного кирпича. Общая высота пирамиды составляла 62 метра, что делало её в своё время самым высоким сооружением на планете. В дополнение к главному зданию было также возведено несколько храмов и алтарей, образующих комплекс со множеством внутренних дворов.
Пирамида, возведённая в честь Джосера, стала стандартом де-факто для более поздних правителей; к сожалению, ни одна из их гробниц не дошла до наших дней. Чуть позже фараон Снофру возведёт для себя первую "гладкую" пирамиду, ныне известную, как Розовая пирамида Дахшура. Это название она получила за любопытный оптический эффект: при заходе солнца внешние стены пирамиды окрашиваются в розовый цвет.
Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее
оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы.
Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках) . К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства распространению грамотности, развитию письменности, просвещения.
О широком развитии письменности свидетельствуют надписана ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков. В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания.
При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь - Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.
От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - «Остромирово евангелие» , она была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира. В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого,
их тщательно хранили, передавали по наследству. Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке.
В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: «Повесть временных лет» , «Поучения Владимира Мономаха» , «Моления Даниила Заточника» и др. В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «Псковская» , «Новгородская» , «Ипатьевская» , «Лаврентьевская» и другие летописи. Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве» , гордость нашей литературы.
Наряду с письменной литературой широкое распространение имело устное народное творчество, прежде всего былины, повествующие о ратном и созидательном труде нашего народа.
Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архитектуры домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянными. Одним из первых каменных сооружений была двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь) , возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI - начале XII вв. подобного стиля. В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные стили. Большинство храмов одноглавые.