Странная тема - не так ли? Сотни тысяч священников, богословов, проповедников посвятили ей целые тома, и я уверен, что эта небольшая заметка затеряется в них уже через час после её написания. И всё-таки, я решил взять на себя смелость и сказать несколько слов по этому поводу. За многие годы изучения религии и философии у меня сложилось стойкое впечатление, что в реальности практически никого интересует ответ на вопрос: "А чему на самом деле учил Иисус Христос?" И дело даже не в том, что кто-то признаёт, а кто-то отвергает пресловутые "апокрифические тексты" (речь пойдёт не о них), а в том, что Его наставления никогда не рассматриваются как "вещь в себе", но всегда проходят через призму (подчас, весьма мутную) "традиции". Если мы непредвзято, отбросив все концепции (даже концепцию Его божественности) взглянем не слова Иисуса мы увидим совсем не ту "евангельскую мораль", к которой привыкли. Моя заметка - не проповедь, а лишь ещё одна попытка взглянуть беспристрастно на учительство Человека, жившего в I веке и известного сегодня под псевдонимом "Господь Иисус Христос".
Начатые Александром II преобразования на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. Общественная атмосфера была такова, что и консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчение политического режима и возлагали надежды на нового императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые соответствовали бы ее собственным представлениям о реформах. И когда эти представления и реальные шаги правительства не совпадали, представители общественных сил пытались воздействовать на правящие круги.Начало царствования Александра II явилось периодом дальнейшего развития российского либерального движения. Были предприняты первые попытки создания программных документов и объединения всех либеральных сил. В середине 50-х гг. видные либералы-западники К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин установили связи с А. И. Герценом. В «Голосах из России» они опубликовали «Письмо к издателю», ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.Основными положениями этой программы были:— свобода совести; — свобода от крепостного состояния; — свобода выражения общественного мнения; — свобода книгопечатания; — свобода преподавания; — публичность всех правительственных действий; — публичность и гласность суда.