о второй половине XV века Великое княжество Московское усилило своё давление на Новгородскую республику. В связи с этим в Новгороде образовалась группа бояр во главе с Марфой Борецкой, выступивших за союз с Великим княжеством Литовским, которое обещало новгородцам в борьбе против притязаний московского князя Ивана III.
После смерти авторитетного новгородского архиепископа Ионы, возглавлявшего боярское правительство республики, в город прибыл ставленник польского короля и литовского князя Казимира IV — князьМихаил Олелькович. Кроме того, новгородцы сочли нужным отправить кандидата на место умершего архиепископа Ионы на поставление в сан не к независимому от Константинопольского Престола Митрополиту Московскому и всея Руси Филиппу I (но зависимому от московского князя), а к признанному в 1470 году избранным после перерыва вселенским патриархом Константинополя Дионисием IМитрополиту Киевскому и всея Руси Григорию Болгарину, находившемуся в Великом княжестве Литовском. Наконец, Новгород стал вести переговоры с Казимиром IV о поддержке им новгородцев на случай войны с Иваном III. Совокупность этих действий вызвала возмущение при московском великокняжеском дворе и оппозицию со стороны промосковски настроенных новгородских бояр. Следствием раскола между новгородцами стало ослабление военной мощи Новгорода.
Первоначально Иван III пытался повлиять на Новгород дипломатическим путём с представителей православной церкви. Московский митрополит упрекнул новгородцев в "измене", потребовав от них отказа от «латинского государства», но вмешательство церкви только усилило разногласия и политическую борьбу в Новгороде. Действия новгородцев были расценены в Москве как «измена православию».
В самом значении слово "завещание" означает бы "договор", сначала заключенный между единым Богом и Авраамом, а затем между Богом и всем народом древнего Израиля на горе Синай.
Все книги Ветхого Завета были написаны до рождения Иисуса из Назарета, который вместе со своими учениками начал Новый Завет.
Большинство ученых считает, что Ветхий Завет был заключен в период между 5-м и 2-м веке до н.э. Однако некоторые части С.З. были созданы значительно раньше.
Рассказывает об истории Сотворения Мира, жизнь еврейского народа и его взаимоотношения с Богом и другими народами.
Православная Церковь в составе «Ветхого Завета» насчитывает 39 канонических и 11 неканонических книг, отличаясь этим от Римско-Католической Церкви, насчитывает 47 канонических книг (дополнительно включая книги: Книга Товита, Книга Иудифи, Премудрости, Сирахова, Варуха, Письмо Иеремии, 1 и 2 кн. Маккавейская), или 45, если считать книгу Иеремии Письмо и Плач Иеремии одной книгой.
К книгам Закона (Тора) относят пять произведений: