В эпоху Возрождения эстетика начинает пониматься как элемент гуманистического воспитания (Витторино да Фельтре). Искусство в меру дает наслаждение (Козимо Раймонди, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино), в меру отдохновение, в меру тренирует вкус и чувства. В связи с этим зарождается полемика между неоэпикурейцами и неостоиками, которые выясняли чего все же больше в искусстве: наслаждения или назидания? Николай Кузанский, продолжая средневековую традицию, отмечает субъективный характер вкуса как суждения о прекрасном. Мир прекрасен, но уродство есть невозможность увидеть прекрасное. Он также впервые понимает искусство как творчество, т.е. производство самобытных форм, не имеющих аналогов в природе. Леон Альберти попытался отказаться от представления о красоте как совершенстве через понятие "украшения", которая дополняет, но не портит красоту. Кроме того, искусство также скрывает безобразное, которое все же имеет место в мире. Леонардо да Винчи сузил понятие красоты до характеристики визуального восприятия, однако помимо внешней красивости, он ценил и внутреннее содержание (целесообразность). Важную роль в постижении красоты играл контраст через противопоставление с безобразным.
В эпоху Возрождения эстетика начинает пониматься как элемент гуманистического воспитания (Витторино да Фельтре). Искусство в меру дает наслаждение (Козимо Раймонди, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино), в меру отдохновение, в меру тренирует вкус и чувства. В связи с этим зарождается полемика между неоэпикурейцами и неостоиками, которые выясняли чего все же больше в искусстве: наслаждения или назидания? Николай Кузанский, продолжая средневековую традицию, отмечает субъективный характер вкуса как суждения о прекрасном. Мир прекрасен, но уродство есть невозможность увидеть прекрасное. Он также впервые понимает искусство как творчество, т.е. производство самобытных форм, не имеющих аналогов в природе. Леон Альберти попытался отказаться от представления о красоте как совершенстве через понятие "украшения", которая дополняет, но не портит красоту. Кроме того, искусство также скрывает безобразное, которое все же имеет место в мире. Леонардо да Винчи сузил понятие красоты до характеристики визуального восприятия, однако помимо внешней красивости, он ценил и внутреннее содержание (целесообразность). Важную роль в постижении красоты играл контраст через противопоставление с безобразным.
В эпоху Возрождения эстетика начинает пониматься как элемент гуманистического воспитания (Витторино да Фельтре). Искусство в меру дает наслаждение (Козимо Раймонди, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино), в меру отдохновение, в меру тренирует вкус и чувства. В связи с этим зарождается полемика между неоэпикурейцами и неостоиками, которые выясняли чего все же больше в искусстве: наслаждения или назидания? Николай Кузанский, продолжая средневековую традицию, отмечает субъективный характер вкуса как суждения о прекрасном. Мир прекрасен, но уродство есть невозможность увидеть прекрасное. Он также впервые понимает искусство как творчество, т.е. производство самобытных форм, не имеющих аналогов в природе. Леон Альберти попытался отказаться от представления о красоте как совершенстве через понятие "украшения", которая дополняет, но не портит красоту. Кроме того, искусство также скрывает безобразное, которое все же имеет место в мире. Леонардо да Винчи сузил понятие красоты до характеристики визуального восприятия, однако помимо внешней красивости, он ценил и внутреннее содержание (целесообразность). Важную роль в постижении красоты играл контраст через противопоставление с безобразным.
В эпоху Возрождения эстетика начинает пониматься как элемент гуманистического воспитания (Витторино да Фельтре). Искусство в меру дает наслаждение (Козимо Раймонди, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино), в меру отдохновение, в меру тренирует вкус и чувства. В связи с этим зарождается полемика между неоэпикурейцами и неостоиками, которые выясняли чего все же больше в искусстве: наслаждения или назидания? Николай Кузанский, продолжая средневековую традицию, отмечает субъективный характер вкуса как суждения о прекрасном. Мир прекрасен, но уродство есть невозможность увидеть прекрасное. Он также впервые понимает искусство как творчество, т.е. производство самобытных форм, не имеющих аналогов в природе. Леон Альберти попытался отказаться от представления о красоте как совершенстве через понятие "украшения", которая дополняет, но не портит красоту. Кроме того, искусство также скрывает безобразное, которое все же имеет место в мире. Леонардо да Винчи сузил понятие красоты до характеристики визуального восприятия, однако помимо внешней красивости, он ценил и внутреннее содержание (целесообразность). Важную роль в постижении красоты играл контраст через противопоставление с безобразным.
В хеттских документах упоминается и царство Аххиява,— возможно, одно из ахейских государств, расположенное, как предполагают, или в юго-западной части Малой Азии, или на острове Родос (ахейцами называлось древнее греческое население южной части Балканского полуострова, а также многих островов Эгейского моря и части Малой Азии). Хетты находились с Аххиявой то во враждебных, то в договорных отношениях.
Можно считать твердо установленным, что Хеттская держава была тесно связана на всём протяжении своей истории с эгейским миром. Она была важным звеном в культурной взаимосвязи народов Европы и Азии. Есть основания, позволяющие утверждать, что существовали тесные связи между Хеттским государством и Троей— городом, хорошо нам известным по данным древнегреческого эпоса и археологическим исследованиям. Племена, населявшие Троянскую область, греческий эпос называют дарданянами. По некоторым данным можно предполагать, что дарданяне в качестве союзников хеттов участвовали в их войнах с Египтом.
Поэтические рассказы греков о событиях, на фоне которых развёртывается повествование о Троянской войне и возвращении на родину её участников, конечно, в значительной степени являются продуктом народной фантазии. Однако в основе их, вероятно, лежат исторические воспоминания греков об их походах в Малую Азию и к проливам.
Изучение материала раскопок Трои (ныне холм Гиссарлык) позволяет наметить в общих чертах её историю. Расположенный на малоазийском побережье почти у самого входа в Дарданельский пролив холм был заселён с начала III тысячелетия до н. э. На холме были обнаружены следы по крайней мере 9 различных сменявших друг друга поселений. Ещё в III тысячелетии в центре так называемой Трои III было обширное строение, в котором при раскопках найдено большое количество золотых изделий. На протяжении III тысячелетия до н. э. Троя разрушалась не менее четырёх раз, причём в четвёртый раз (в конце III тысячелетия) город пострадал от пожара.
Предполагается, что по времени это разрушение совпало с появлением в Малой Азии племён, создавших позднее Хеттскую державу. Среди поселении, датируемых II тысячелетием до н. э., наиболее изучена так называемая Троя VI, существовавшая примерно между XVII и XIV вв. до н. э. Троя VI была цветущим городом, защищённым мощной стеной из известняка с башнями. В городе было много больших домов, возведённых на специально насыпанной земляной платформе. Троя VI была разрушена землетрясением, но вскоре на том же холме возникло новое поседение, так называемая Троя VI. Это поселение было разрушено в результате пожара в самом начале XII в., после чего оно возродилось уже в виде небольшого и значительно более бедного посёлка.
По-видимому, эти отразившиеся в археологическом материале события и сохранились в памяти греков в виде сказаний о Троянской войне, которую вёл союз ахейских государств и племён под предводительством Агамемнона, царя Микен, а Троя VI является остатками города Трои, упоминаемого в гомеровских поэмах, как разрушенного и сожжённого ахейцами.
Отношения между Хеттской державой и разрозненными племенами западной части Малой Азии не были равноправными. Но когда в XIII в. до н. э. Хеттская держава, истощённая постоянными войнами, а также раздираемая внутренними противоречиями, значительно ослабела и оказалась не в состоянии держать эти племена в подчинении, они добились независимости и даже стали сами нападать на хеттов.
Гибель Хеттского царства
В конце XIII в. до н. э. различные малоазийские племена, в число которых входили и племена аххиява, образовали мощный союз, к которому примкнули многие жители области Эгейского моря. Этот союз оказался столь хорошо организованным, что поход его (или ряд походов) против хеттов, по данным египетских источников, увенчался полным успехом и сокрушил Хеттскую державу. Возможно, что поход греков-ахейцев под Трою, описанный в греческом эпосе, — не более как один из эпизодов борьбы аххиява с хеттами и их союзниками.
Предполагают, что около этого же времени началось продвижение с Балкан вглубь Малой Азии новой группы индоевропейских племён — фригийцев.
Что касается племён, вторгшихся с побережий Западной Малой Азии (египтяне называли их “народами моря”), то они не ограничились Малой Азией, а опустошили часть Северной Сирии и Финикии. Только Египту, и то с большим трудом, далось остановить их дальнейшее продвижение на юг.
Египетские источники дважды упоминают о “народах моря” — первый раз при фараоне Меренптахе в конце XIII в. до н. э., когда они выступали в союзе с ливийцами. В числе их были племена шерданов, шакалаша, турша и акайваша.