1 Исследователи Древнего Египта придерживаются мнения, что в период возникновения цивилизации, т.е. 5000 лет назад, климат Северо-Восточной Африки не слишком отличался от современного. Там, по сути, не было разделения на времена года. С летом и зимой ассоциировались день и ночь. Днем было невыносимо жарко, а ночью прохладно. Иногда по ночам бывали и заморозки. 2 Самыми тяжелыми в климатическом отношении были март и апрель, когда в течение 50-ти суток неистовствовал хамсин – так называемый «красный ветер пустыни». Он засыпал поля и дороги Египта толстым слоем песка. Иной раз буря закрывала солнце настолько плотной завесой пыли, что в разгар дня наступала известная по Библии «тьма египетская». Дожди шли исключительно в дельте Нила, причем случалось это раз в несколько лет, поэтому египтяне воспринимали их как природную аномалию. 3 Жизнь египтян зависела исключительно от разливов Нила, который не только поил жаждущую влаги землю, но и удобрял ее плодородным илом. В начале июня воды Нила окрашивались в зеленый цвет, так как в них появлялось большое количество водорослей. Затем Нил становился красным, так как из размытых берегов в него попадала вулканическая пыль. Уровень воды в красном Ниле стремительно поднимался, река выходила из берегов и заливала долину. Происходило это обычно в конце сентября, а уже в октябре уровень воды заметно понижался. 4 Растительный и животный мир Древнего Египта был намного богаче, чем сейчас. Там росли акации, смоковницы, финиковые пальмы, лотосы, папирусы и другие растения. По долине бродили дикие ослы, овцы, зубры, газели, антилопы, жирафы, львы и леопарды. В Ниле плавали крокодилы, гиппопотамы, всевозможные разновидности рыб. Страна была настоящим раем для охотников и рыболовов, если, конечно, им удавалось избежать опасности самим стать добычей крокодилов. Кроме того, природа наградила долину Нила огромными запасами строительного камня, в т.ч. розового гранита, песчаника, известняка, алебастра и многих других пород. 5 Таким образом, цивилизация Древнего Египта развивалась в не самых плохих, но в то же время далеко не идеальных природных условиях. Египтянам пришлось затратить много усилий на освоение изначально диких пространств. В дальнейшем природа наградила египетских тружеников настолько щедро, что у них не возникало необходимости заботиться о техническом усовершенствовании своего труда. Возможно, в этом кроется причина медленного развития египетской цивилизации.
Монашество в раннее средневековье: между церковью, знатью и королевской властью Первые известные нам очаги М. а на Западе возникают в наиболее романизированных, а соответственно и христианизированных регионах: Италии и Галлии. Древнейшие монастыри в Западной Европе были основаны в Аквитании св. Мартином Турским (336-401). Независимо от него в V—VI вв. на юго-востоке Галлии сложилась целая семья монастырей с центром в Лерене близ Канн. К крупнейшим из них принадлежали монастыри Юры (Кон-да, Локон, Бальма). Существенное влияние на южногалльское М. о оказал опыт восточных подвижников, обобщенный в трудах Иоанна Кассиана - «Собеседованиях» и «Установлениях». В окрестностях Рима в нач. VI в., по-видимому, не без влияния традиций Лерена, было составлено «Правило учителя» (лат. Regula Magistri), которое легло в основу Regula Benedicti - устава, написанного св. Бенедиктом Нурсийским (ум. 555/560) для основанного им ок. 530 г. монастыря Монте-Кассино близ Неаполя. С появлением киновии происходят существенные сдвиги в психологии М. а. От кино-вита требовалось не столько стремление оставить мир и вести аскетический образ жизни Христа ради, сколько готовность к послушанию и смирению вплоть до растворения своей воли в воле предстоятелей общины монахов с ее строгой дисциплиной, неусыпным контролем и системой наказаний. В Уставе Бенедикта монахи определяются как «воины царя небесного», сражающиеся в «братском строю» под водительством аббата. Жизнь в монастыре есть приуготовление к вышнему под защитой от козней дьявола, опасных для вольного отшельника. Лишь пройдя обучение в монастыре - «школе служения Господу», беспрекословно подчиняясь учителю-аббату как «викарию Христа», монах мог стать отшельником. Странничество Бенедикт рассматривал как извращенный вариант М. а, не могущий обеспечить воспитания в монахе смирения. Спонтанный аскетический порыв подменялся подражанием, воспроизведением в быту тех норм, которые были апробированы более святыми мужами древности на пути к «вершинам совершенства». С появлением компендиумов Кассиана и писаных уставов, изучение таких норм казалось важнее поиска подходящей пустыни или добывания «египетских кореньев». Чтение (лат. lectio divina), прежде всего корректное осмысление Библии, наряду с молитвой и физическим трудом, выдвигается на первый план в жизни общины. Фундамент монастырской учености был заложен в Италии в VI в. Кассиодором, основателем Вивария, и папой Григорием Великим, автором Moralia in lob — главного средневекового свода монашеской спириту-альности. Героический подвиг аскета сменила рутина «мастерской», в которой братья овладевают «инструментами духовного ремесла» (у Бенедикта их 72), восходят по 12 ступеням смирения от «беспрекословного послушания» старшим до глубокого переживания неизбывной греховности своего «Я», побуждения любить одного Бога. Монах должен вести не созерцательную, но активную жизнь, «выстраивать» себя и созидать, таким образом, небесный Иерусалим, «гражданами» которого монахов нередко называют средневековые источники. Не случайны поэтому строительные мотивы в дидактической монашеской литературе, изобразительном и прикладном искусстве. От требования ухода из мира остались «закрытость монастыря» и обет «оседлости» (лат. stabilitas loci), впервые упоминаемый в V—VI вв. в монашеских текстах круга Лерена и зафиксированный в Уставе Бенедикта. Устав Бенедикта, как и другие монашеские правила, предлагал новую систему социальных связей, мыслившуюся как антитеза отношениям, существующим в миру. Вступление в монастырь приравнивалось к новому рождению и фиксировалось специальным правовым актом, практически не имевшим обратной силы.
Предметом изучения курса "История Украины" является история украинского народа, а также история его предков на основных землях их расселения, Курс изучается в различных аспектах: социально-экономическом, политическом, культурном, религиозно-церковном, целью курса является научный анализ процесса, становления и развития народов и государств.
Курс истории Украины неразрывно связан с историческими дисциплинами: историей России, Польши, Литвы, Чехии, Венгрии, Румынии, Турции, Швеции, а также с такими предметами, как политология, социология, археология, этнология и этнография, историография, источниковедение и другими, называемыми специальными или вс
Задача истории Украины состоит:
· в изучении фактов, явлений, событий;
· определении причинно-следственных связей, установившихся между ними;
· выявлении основных этапов исторического развития Украины;
· исследовании достижений в производстве, совершенствовании условий жизни, развитии культуры;
· аргументированной оценке деятельности выдающихся личностей.