Римляне любили изображать своих противников жестокими дикарями, и карфагеняне не стали исключением.Им приписывали изуверские обычаи, их обвиняли втом, что они приносили в жертву своим богам первенцев самых знатных семей, а уж рабов на алтарях резали без счета.Между тем, единственное не подлежащее сомнению свидетельство жестокости - принесение военнопленных в жертву богам, было совершено финикийцами на стенах Тира, а вовсе не Карфагена, когда в IV веке до н. э. город был осажден греко-македонскими войсками.Истории о бросаемых в пасть медной статуи Молоха, или Ваала, младенцах - либо явная клевета, либо плод буйной фантазии врагов Карфагена.Вероятно, если бы побежденным в этой войне оказался Рим, именно о его гражданах карфагеняне, а вслед за ними и мы рассказывали бы небылицы, от которых кровь стынет в жилах. Последние археологические изыскания навели ученых на мысль, что на территории Карфагена, как и других образованных финикийцами городов, существовали детские кладбища, где хоронили умерших младенцев знатных семейств - детская смертность в. древнем мире была весьма высока.Возможно, они-то и породили чудовищные истории, которыми до сих пор любят потчевать прихожан христианские священники, живописуя жуткие нравы язычников.
Взаимоотношения славян и могущественной Византийской империи носили сложный, неоднозначный характер. Славяне торговали с греками, служили византийским императорам в качестве наемников, жили на их землях как их союзники, но и зачастую совершали набеги на территорию империи, доходя подчас даже до ее столицы – Константинополя. Но в любом случае, славянская культура обогащалась за счет богатейшей византийской культуры – прямой наследницы античной Греции. Так, славяне приобщались к колыбели всех европейских народов – античной цивилизации.
Крым был одной из вех на большом торговом пути, который издревле носил у восточных славян название «из варяг в греки» . Т. к. империя не допускала славян на свою территорию, торговля велась у границ, в данном случае, на островах в дельте Днепра. Именно сюда славяне привозили свои товары – меха, кожи, воск, дёготь, мёд, дерево, пшеничное и ржаное зерно, пленников, стараясь обменять их на византийские – пряности (соль, перец) , ткани, оружие, вино, оливковое масло.
Помимо торговли, славяне, восточные и южные, часто переходили границы империи с оружием в руках. Славяне нанимались на службу в византийском войске.
Славяне тревожили империю постоянно, приходилось совершать ответные походы, разорять посёлки, угонять пленников. Славяне, будучи мастерами партизанской войны, не принимая сражений в открытом поле, где легионам империи не было равных, действовали из засад, применяли ловушки и т. д.