признаки традиционного общества:
1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений; 2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений; 3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций; 4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ; 5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии; 6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы; 7. жесткая иерархическая поляризованность структуры социума, состоящего не из равноправных граждан, а из вертикально ориентированных социальных диад противоположных сословий и слоев — землевладельцев и крестьян, сеньоров и вассалов; существование правовых ограничений (чаще всего на базе норм обычного права) , препятствующих индивидов с одного уровня на другой.
"в нашей царствование царя ивана васильевича грозного, составляющее половину лет xvi столетия, есть одна из самых важных эпох. оно важно как по расширению территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни.
итак, в январе 1547 года, когда ивану было 16 лет его, короновали в успенском соборе московского кремля. по «чину венчания» он стал именоваться «царем и великим князем всея руси».
к концу 40-х гг. xvi века при молодом царе складывается кружок придворных деятелей «избранная рада», которые вместе с ним энергично занялся наведением порядка в государстве. по сути «избранная рада была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. реформы «рады» были направлены на централизацию государства (а, по сути, были изначально связаны с идеей ограничения царской власти). они к крупным военным и внешнеполитическим успехам. таким как завоевание казанского ханства, астрахани, присоединение башкирии и т.д.
в 1550 году был принят судебник, который усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостей. важные реформы были проведены в центральном и местном . в москве складывается система приказов – бояре и дьяки с различными делами (посольский приказ – внешними связями с окрестными государствами; разрядный – дворянским войском, руководил военными действиями; поместный – наделял землями служивых людей и т.д.) так же было принято уложение о службе, которое установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин. было учреждено стрелецкое войско. посол д флетчер так писал о стрельцах: «пехоты получающей постоянное жалование, царь содержит до 12 тысяч человек, называемых стрельцами. из них 5000 должны находиться в москве или в ином месте, где бы не имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе…»
в 1560 году царь разгоняет «избранную раду» и начинает править по - другому.
центральным событием xvi века стала опричнина. в течение 7 лет, с 1565 по 1572год, в московском государстве разгорался и пылал « лютости» (записи экзекуторов красноречиво свидетельствуют о свирепости опричников. о многолетнем любимце царя малюте скуратове в связи с новгородским разгромом 1570 г. писали: « по отчету валюты, он убил 1490 новгородцев, из ружей убиты 15 человек».)
царский указ одинаково сгонял с земли и удельного князя, владельца наследственной территории, и мелкого служивого человека. в этом уравнении родовитого вельможи с безродным служивым человеком в качестве жертвы царского недоверия и гонения ярко проявила себя политическая сущность опричнины. власть, по мнению царя, должна внушать всем, покушающимся на нее, страх. боятся власти должны все подданные независимо от их общественного положения. своей опричниной царь, несомненно, достиг укрепления режима личной неограниченной власти. народ заплатил за это страшную цену. в россии 70-80 гг. развозился настоящий хозяйственный кризис – запустение сел, деревень, городов, гибель огромной массы людей, бегство многих на окраины."
после позорного поражения опричного войска и сожжения москвы крымцами и победы над ними объединенного земско-опричного войска м.и. воротынского год спустя царь заявил об отмене ненавидимой народом опричнины. однако она оставила тяжелые последствия. в стране широкое распространение получили разбои, волнения. запустение земель приняло страшные размеры, некому было работать. власти, пытаясь спасти положение, организуют описание земель и запрещают переход крестьян от одного владельца к другому в юрьев день. помещики получают податные льготы, дворянам жалуют новыми землями. но эти меры, принятые в конце правления ивана грозного, не могли дать каких-либо заметных и быстрых результатов.
18 марта 1584 года царь иван iv грозный умер. сказались долгие годы борьбы, страха, расправ и покаяний. люди, окружавшие трон, трепетали перед ним, но плели интриги; поговаривали, что они-то и ему уйти в мир иной – подложили в пищу отраву.
подводя итог эпохе ивана грозного, можно сказать, что при всех ее успехах она оставила тяжелое наследство и к печально знаменитому в отечества смутному времени.
Внаслідок укладення унії те православне духовенство, яке визнало її рішення, було зрівняне в правах з католицьким, звільнялося від сплати податків та виконання інших повинностей. Єпископам були обіцяні місця у сенаті Речі Посполитої, але ця обіцянка не була виконана урядом. Шляхта та міщани, що прийняли унію, також урівнювались у правах з католиками латинського обряду і одержали право займати посади у державних та міських урядах Речі Посполитої.
Одразу ж після Берестейського собору з восьми єпархій Київської митрополії унію прийняли шість: Київська, Володимир-Волинська, Турово-Пінська, Луцька, Холмська та Полоцька. Перемишльська та Львівська єпархії прийняли її згодом – відповідно у 1692 та 1700 рр. У результаті Берестейської унії митрополит М. Рогоза, який перейшов був на її боці, оголосив Київську митрополію унійною. З 1596 до 1620-х рр. (офіційно до 1633 р.) у Києві існувала лише уніатська митрополія.
У силу протиріч, від початку закладених при підготовці і укладенні унії 1596 р., вона не знайшла широкої підтримки в українському суспільстві. Одразу ж після Берестейської унії почалося протистояння між її прихильниками і противниками. Крім духовенства і братств, до боротьби долучилося козацтво. Церква поділилася на два табори: ієрархія, частина духівництва, частина шляхти й міщанства прийняли унію.Польський уряд не виконав своїх обіцянок уніатам і не зрівняв у правах їх духівництва з римо-католицьким, бо поляки-католики, крім короля, майже не співчували унії, яка перешкоджала подальшій латинізації і полонізації українців.
У 1629 р. в Києві скликано церковний собор з метою примирити прихильників православної і уніатської (греко-католицької) церков в Україні. Представником короля Сиґізмунда III Вази на ньому був православний маґнат Адам Кисіль, відомий як захисник православної віри, що підтримував контакти і з кліром греко-католицької церкви. У січні 1633 р. польським сеймом затверджено державно-політичний акт, виданий королем Владиславом IV Вазою, що узаконював існування православної церкви в Україні.
На провінційних сеймиках в Україні обговорювалося питання про необхідність повернення православним віруючим їхніх прав та власності, яких вони були позбавлені після укладення Берестейської унії. Так, на сеймику в Прилуках запорозькі козаки склали для своїх делегатів інструкцію, в якій вимагали позитивного вирішення на сеймі питання про відновлення прав православної церкви.
Утиски щодо православної церкви стали однією з причин козацьких повстань аж до їх переростання у війну під проводом Б. Хмельницького. Натомість православ’я стало їх ідеологічним забарвленням. Тим не менше, релігійне протистояння після Берестейської унії не лише розколювало українське суспільство, а й пожвавило культурно-національний рух, інтелектуальне життя, книгодрукування тощо. Незважаючи на певний опір православних кіл, зокрема деяких православних маґнатів, шляхти, братств і козацтва, до 1623 р. понад 1,8 млн. українців і білорусів прийняло церковну унію.