На заре еврейской истории события были привязаны к сравнительно небольшому району Ближнего Востока и концентрировались вокруг Земли Израиля. Начиная с талмудического периода и далее в раннее Средневековье, большая часть еврейского народа проживала в странах ислама. В поздние Средние века и в Новое время, центральные события еврейской истории перемещаются в Европу. С течением времени распространение и развитие еврейских общин диаспоры приводит к тому, что ареной событий еврейской истории становятся Северная Африка, Западная и Восточная Европа, Северная Америка. С возникновением еврейского «национального очага», а затем Государства Израиль, Земля Израиля вновь начинает играть центральную роль в еврейской истории.
Географическое своеобразие еврейской истории имело формирующее влияние на культуру евреев. Возникнув на перекрестке древних цивилизаций в Палестине, еврейская культура развивалась в постоянном контакте с окружающими народами и в своей стране и в изгнании. Евреи оказали значительное влияние на развитие христианской и мусульманской цивилизаций, но и сами они не были изолированы от внешних влияний. Составляя четко определённое меньшинство в среде других народов, евреи всегда вели плодотворный диалог — открытый или подспудный — с другими культурами, стремясь выявить и укрепить основы своей идентичности в рамках этого диалога.
Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии, в Мекке, где господствовало язычество
До принятия ислама большинство населявших Аравийский полуостров арабов жило племенами - кочевыми и оседлыми. Арабы поклонялись разным богам - религиозные верования разобщали племена, приводили к вражде между ними. Главной святыней для всех арабов была Кааба (по-арабски - "куб") - храм в городе Мекка, в восточном углу которого был вмурован черный камень, предположительно метеорит, упавший с неба. Вокруг Каабы были установлены статуи богов, которых почитали жившие в Аравии племена. Ежегодно в Мекку со всего полуострова стекались тысячи арабов, чтобы поклониться черному камню. Богатые купцы, державшие власть в Мекке, извлекали из этих посещений Каабы немалую выгоду.
Основателем ислама был житель Мекки Мухаммед (570- 632 гг.). Он призвал всех арабов отказаться от поклонения многочисленным богам, верить в одного только Бога - Аллаха и в то, что Мухаммед пророк Его. Эта проповедь вызвала недовольство мекканских купцов, опасавшихся, что Мухаммед, объявивший себя посланцем Божиим, пожелает встать во главе Мекки, а также запретит посещение Каабы. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в соперничавший с Меккой торговый город Ясриб (позднее названный Мединой, т. е. "Городом пророка"). Это событие, называемое по-арабски хиджра, т. е. "переселение", стала точкой отсчета мусульманского летосчисления (622 г.).
В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Мухаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба после разрушения находившихся там статуй богов стала главным святилищем мусульман.
Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Полное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.).
Священная книга ислама - Коран (по-арабски - "то, что читают") - составлена из речений Мухаммеда, записанных его сподвижниками; сам пророк был неграмотен. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. п.
Распад халифата.
Покорённые народы не прекращали борьбы против завоевателей. Их восстания ослабляли халифат.
Крупные феодалы - наместники областей очень усилились. Имея свои военные силы, тысячи крепостных и рабов, они отказывались повиноваться халифу.
В середине VIII века образовалось самостоятельное арабское государство в Испании. Восточная часть арабских владений вошла в Багдадский халифат со столицей в Багдаде на реке Тигре.
В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет, Средняя Азия, Иран, Афганистан. В подчинении у багдадского халифа оставалась лишь Месопотамия. В середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана турками-сельджуками.
Усиление крупных феодалов и борьба покорённых народов за независимость привели Арабский халифат к распаду.
2. Саки носящий остроконечный шапки (тиграхауда) жили в Среднем течение Сырдарьи, Семиречие, пред горит Тянь Шаня
3. Саки, готовящихся напиток хаома ( хаумаварга) жили в Долине реки Мургаб в Средней Азий