Подлинно национальным, всенародным было восстание греков против турецкого владычества, завершившееся победой. Четырехвековое турецкое господство принесло греческому народу много невзгод и лишений. Турецкие феодалы жестоко угнетали греческих крестьян, облагали их тяжелыми поборами и налогами, заставляли выполнять всякого рода феодальные повинности. Как крестьяне, так и горожане страдали от произвола пашей, беев, янычар. Народные массы испытывали притеснения и со стороны «христианских турок», так называемых коцамбасов - представителей состоятельных слоев греческого населения, в руках которых находилось местное управление во многих районах страны.
Однако длительное турецкое господство не уничтожило самобытности греческого народа и его стремления к независимости, не примирило его с турецким феодальным и национальным гнетом. Несмотря на многочисленные карательные экспедиции, отряды партизан - клефтов продолжали бороться против завоевателей.
В конце XVIII-начале XIX в. борьба за освобождение Греции приобрела новое социально-экономическое и политическое содержание. Еще со второй половины XVIII в. начался быстрый рост греческой буржуазии, обогащавшейся главным образом за счет судоходства и торговли. Кючук-Кайнарджийский мирный договор, заключенный между Россией и Турцией в 1774 г., открыл русскому торговому мореплаванию путь через проливы, чем широко воспользовались и греческие суда, плававшие нередко под русским флагом. Большие выгоды извлекло греческое купечество из развития черноморской торговли, особенно после основания Одессы, а также благодаря ослаблению, а затем почти полному прекращению французского мореплавания в Восточном Средиземноморье в годы Французской революции и наполеоновских войн.
Вместе с усилением экономических позиций греческой буржуазии росло и ее национальное самосознание. Появились первые буржуазные просветители - Адамантий Кораис и др. Формировался литературный новогреческий язык. В кругах буржуазной общественности культивировались идеи греческого «Возрождения» - мысль о необходимости возродить культуру, величие и независимость древней Эллады. Большую революционную и просветительную деятельность развил крупнейший греческий поэт и пламенный революционер Ригас (1757 - 1798).
Французская революция воодушевила греческих патриотов. В стране стали возникать тайные общества. Ригас написал широко распространившиеся в Греции боевые гимны и «греческую марсельезу»: «Вставайте, сыны Эллады, славы час уже настал».
Росту национально-освободительных идей в Греции и такие события, как создание по инициативе России на островах Ионического моря Республики семи соединенных островов - первого конституционного государства с греческим населением, а также развернувшаяся с 1804 г. в Сербии борьба за независимость. Некоторую, хотя и противоречивую, роль играло также наличие полунезависимого Янинского княжества, возникшего в конце XVIII в. и находившегося под управлением албанского феодала Али-паши. В это княжество входили южная Албания и значительная часть греческих земель. Стремясь заручиться поддержкой греков в своей борьбе против султана, Али-паша предоставлял грекам некоторые привилегии, покровительствовал греческим ученым и писателям.
Активное участие в национально-освободительном движении приняло многочисленное греческое население, проживавшее в других странах, в частности в крупных портовых городах. В 1814 г. в Одессе создалось тайное общество Филики Гетерия («Союз друзей»), поставившее своей целью освобождение Греции от турецкого ига. Ячейки этого общества вскоре возникли и в самой Греции.
Дата, когда родился Афанасий Никитин, не является достоверно известной. С точностью можно утверждать, что он появился на свет в 1442 году в семье крестьянина. О его жизни мало что известно. В молодом возрасте он уже был купцом, посещая с торговыми визитами Литву, Крым и Византию. Некоторые историки считают, что Никитин являлся тайным лазутчиком и дипломатом тверского Великого князя Михаила Борисовича.
Преследуя коммерческую цель, в 1466 году русский купец Афанасий Никитин снабжает экспедицию и отправляется по Волге исследовать новые восточные земли. Но прежде, добравшись до Москвы, он вместе с татарским караваном прибывает в Астрахань. Их обокрали и все пошло не так гладко, как ожидалось. Разорившись, русский путешественник Афанасий Никитин решил заняться мелкой, посреднической торговлей, дабы наладить свои дела. Подкопив нужную сумму, он с новым рвением отправился дальше. Так и началось его новое морское путешествие к новым землям.
Какие моря пересек Афанасий Никитин в поисках Индии? Он покорил Черное и Каспийское моря, а также Индийский океан, достигнувши при этом берегов Африки, Персии и Индии. Путешественник подолгу останавливался в поселениях на пути, занимаясь торговлей и изучая языки, на котором говорят местные. В 1469 году он прибыл в портовой город Ормуз, где пересекаются торговые пути Малой Азии, Египта, Индии и Китая. Купив арабского жеребца с надеждой его перепродать в индии, он сел на корабль и отправился в индийский городок Чаул. Плаванье заняло полтора месяца. Индия произвела на Никитина сильнейшее впечатление. Купец все детали пытался записывать в свой дневник, издав по прибытию домой книгу «Хождение за три моря». В ней он описал все об этой удивительной стране – от быта до религии, от вооружений армии до государственного строя.
К слову, продать арабского жеребца ему не удалось в Чауле и он отправился дальше по стране. Никитин посетил верховья реки Сины, Джуннар. Остановившись здесь, купец в подробностях описал сельскохозяйственную деятельность и виноделие, основой которого были кокосовые орехи. Дальше путешественник отправился в Алланд на ярмарку, Бидар и Парват. Только в 1471 году ему удалось продать скакуна, купленного в Ормузе.
На обратном пути домой, Афанасий Никитин посетил восточную Африку, Иран и Кафу. Но добраться в Тверь ему не судилось. Умер русский путешественник в 1474 (1475) году около Смоленска при странных обстоятельствах.