Социально- развитие крымского ханстваобщая характеристика
татары, как крымские, так и ногайские (кочевавшие в причерноморских и прикубанских степях), делились на племена (у крымских татар — аймаки, у ногайских — орды и колена, членившиеся на роды). во главе родов, как уже отмечалось ранее, стояли беи — высшая татарская знать, владевшая огромными и пастбищами, захваченными в крыму или им. они направляли передвижение массы татар своего улуса и фактически распоряжались всей землей, т. е. пастбищами для кочевок (юртом), что и определяло власть беев над простыми . влияние беев распространялось поэтому на весь строй татарских родов. беи расширяли свои земельные владения за счет присвоения целинных земель. являясь полноправными хозяевами в своем бейлике, они творили суд над подвластным населением, устанавливали объем продуктовой ренты, размеры барщины (и если в начале она составляла 8-ю дней в году, то впоследствии значительно возросла), вводили целый ряд и других повинностей: всеобщий налог, пошлины с купли-продажи, подать с урожая, за поголовье крупного рогатого скота, подельная или подушная подать, пошлина от продажи вина, винограда, плата за гумно, провиант и фураж, таможенная пошлина. одной из главных обязанностей бея была вооружать свое население во время военных походов.
в пределах бейлика выделялись участки земли для мурз — членов бейского рода. мурзы были ниже беев по социальному положению. беи и мурзы составляли группу привилегированной крымскотатарской знати, которая резко обосабливалась от остальных групп населения. они не имели права вступать в брак с простыми татарами, а свой доход должны были получать только с военной добычи и собственных земельных владений.
верховным землевладельцем в государстве являлся хан. ему также принадлежали леса и пустоши по течению рек альмы, качи и салгира, он владел соляными озерами и селениями возле них. население этих земель выплачивало хану десятину. хану принадлежало право наследования земли умершего вассала, если у него отсутствовали близкие родственники (такими же правами обладали беи и мурзы по отношению к своим вассалам). во владения хана входили также города солхат, кырк-ор (чуфут-кале) и столица — бахчисарай. из земельных владений хана часть, с городом ак-мечеть, выделялась калге-султану.
достаточно большое значение в социальной структуре крымского ханства, в повседневной жизни и, прежде всего, в религиозной имело мусульманское духовенство. оно также входило в состав привилегированного сословия и владело вакуфными землями, с которых получало основные доходы. вместе с тем, мусульманское духовенство имело свою долю от военной добычи, а также в его пользу взымался специальный налог со всего населения ханства. крымские власти постоянно поддерживали священнослужителей, выделяя им дополнительные средства, различные и подарки.
закрепление за собой большей части земельных владений, сбор различных пошлин и налогов приводили к имущественному расслоению. при этом основную массу населения ханства составляли скотоводы и земледельцы, получившие название «черный народ». крымское ханство не знало феодально-крепостнической зависимости «черного народа», который обладал личной свободой. крымские татары бережно сохраняли традиции родового строя, основу которого составляла патриархальная семья. мусульманское население, расселившееся, прежде всего в степной и предгорной части крыма, называлось просто «татарами», впоследствии к ним стали применять этноним «крымские татары» (впервые он зафиксирован в первой половине xvi в. у с. герберштейна и м. броневского).
вассальных князей, стоявших во главе подвластных крыму племен. несмотря на то, что рабский труд не отличался особой эффективностью, он довольно широко использовался в хозяйстве. крупнейшими центрами работорговли в крыму были каффа, гезлев, карасубазар.
как уже отмечалось, к xvi в. крымское ханство фактически охватило не только степной и предгорный крым, но и бескрайние степные просторы между низовьями днепра и дона, а также степи между доном и кубанью.
собственно в крыму обитали, так называемые, татары перекопские, а степи за пределами полуострова в те времена занимала орда ногайских татар (в восточном приазовье — так называемые ногаи), подчинявшаяся крымскому ханству
В 1923 году сначала в английских, а затем в газетах многих других стран появились заголовки «Величайшее открытие в Фивах», «Несметные сокровища Египта», «Тутанхамон появляется из небытия». «Запалом» этой сенсации стала найденная 6 ноября 1922 года в Долине царей нетронутая гробница одного из самых загадочных египетских фараонов — Тутанхамона. Кто этот фараон, о котором заговорил весь мир? Что знали о нем до раскопок его погребения? Известно, что Тутанхамону было всего девять лет, когда он вступил на престол, и восемнадцать, когда он скончался. От периода его правления до нас дошло немного памятников, да и то часть из них, как оказалось, были «переписаны на свое имя» последующими фараонами. Из письменных источников, дошедших до наших дней, самым значительным и наиболее интересным для историков был коронационный декрет Тутанхамона, начертанный на плите в большом храме бога Амона в Карнаке: «Когда его величество вступил на престол, как царь, храмы всех богов и богинь от Элефантины до болот Дельты пришли в упадок, их святилища обезлюдели и превратились в развалины, заросли травой, их часовни перестали существовать и сделались местом, по которому ходят. Земля перевернулась вверх дном, и боги отвернулись от нее... Но когда мое величество поднялся на трон отца и начал править страной, Черная земля и Красная земля (то есть Египет и Ливия) находились под его наблюдением», тогда, как говорится далее, царь посоветовался со своим сердцем, повелел открыть храм Амона в Фивах, храмы всех других богов во всех городах Египта, вернуть им все владения и сокровища и назначить жрецов в каждый храм.
Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей были вырублены прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа, либо душевное состояние или характер. Приходилось также увеличивать и фигуру актера, который для этого одевал обувь на высокой платформе (котурны) . В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т. д. ) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие. Античная культура была культурой устного, а не письменного слова. Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность) . Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т. е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления) . В заключительный день праздника победители получали награды. Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – “отец трагедии” Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии “Персы”, “Прикованный Прометей”, “Орестея” и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза (!). Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов - Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра) , отличаются глубиной психологических характеристик. Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана (“Всадники”, “Осы”, “Облака”, “Лягушки”, “Мир”, “Лисистрата” и другие комедии) . Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности.
татары, как крымские, так и ногайские (кочевавшие в причерноморских и прикубанских степях), делились на племена (у крымских татар — аймаки, у ногайских — орды и колена, членившиеся на роды). во главе родов, как уже отмечалось ранее, стояли беи — высшая татарская знать, владевшая огромными и пастбищами, захваченными в крыму или им. они направляли передвижение массы татар своего улуса и фактически распоряжались всей землей, т. е. пастбищами для кочевок (юртом), что и определяло власть беев над простыми . влияние беев распространялось поэтому на весь строй татарских родов. беи расширяли свои земельные владения за счет присвоения целинных земель. являясь полноправными хозяевами в своем бейлике, они творили суд над подвластным населением, устанавливали объем продуктовой ренты, размеры барщины (и если в начале она составляла 8-ю дней в году, то впоследствии значительно возросла), вводили целый ряд и других повинностей: всеобщий налог, пошлины с купли-продажи, подать с урожая, за поголовье крупного рогатого скота, подельная или подушная подать, пошлина от продажи вина, винограда, плата за гумно, провиант и фураж, таможенная пошлина. одной из главных обязанностей бея была вооружать свое население во время военных походов.
в пределах бейлика выделялись участки земли для мурз — членов бейского рода. мурзы были ниже беев по социальному положению. беи и мурзы составляли группу привилегированной крымскотатарской знати, которая резко обосабливалась от остальных групп населения. они не имели права вступать в брак с простыми татарами, а свой доход должны были получать только с военной добычи и собственных земельных владений.
верховным землевладельцем в государстве являлся хан. ему также принадлежали леса и пустоши по течению рек альмы, качи и салгира, он владел соляными озерами и селениями возле них. население этих земель выплачивало хану десятину. хану принадлежало право наследования земли умершего вассала, если у него отсутствовали близкие родственники (такими же правами обладали беи и мурзы по отношению к своим вассалам). во владения хана входили также города солхат, кырк-ор (чуфут-кале) и столица — бахчисарай. из земельных владений хана часть, с городом ак-мечеть, выделялась калге-султану.
достаточно большое значение в социальной структуре крымского ханства, в повседневной жизни и, прежде всего, в религиозной имело мусульманское духовенство. оно также входило в состав привилегированного сословия и владело вакуфными землями, с которых получало основные доходы. вместе с тем, мусульманское духовенство имело свою долю от военной добычи, а также в его пользу взымался специальный налог со всего населения ханства. крымские власти постоянно поддерживали священнослужителей, выделяя им дополнительные средства, различные и подарки.
закрепление за собой большей части земельных владений, сбор различных пошлин и налогов приводили к имущественному расслоению. при этом основную массу населения ханства составляли скотоводы и земледельцы, получившие название «черный народ». крымское ханство не знало феодально-крепостнической зависимости «черного народа», который обладал личной свободой. крымские татары бережно сохраняли традиции родового строя, основу которого составляла патриархальная семья. мусульманское население, расселившееся, прежде всего в степной и предгорной части крыма, называлось просто «татарами», впоследствии к ним стали применять этноним «крымские татары» (впервые он зафиксирован в первой половине xvi в. у с. герберштейна и м. броневского).
вассальных князей, стоявших во главе подвластных крыму племен. несмотря на то, что рабский труд не отличался особой эффективностью, он довольно широко использовался в хозяйстве. крупнейшими центрами работорговли в крыму были каффа, гезлев, карасубазар.
как уже отмечалось, к xvi в. крымское ханство фактически охватило не только степной и предгорный крым, но и бескрайние степные просторы между низовьями днепра и дона, а также степи между доном и кубанью.
собственно в крыму обитали, так называемые, татары перекопские, а степи за пределами полуострова в те времена занимала орда ногайских татар (в восточном приазовье — так называемые ногаи), подчинявшаяся крымскому ханству