Одним из первых указов вступившей на российский престол Екатерины II учреждалась "Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". В задачу комиссии входило "привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние, которое соответствовало бы столице столь пространного государства".
К середине 18 века все самые большие и красивые здания столицы строились вдоль берегов Невы, сами же невские набережные по-прежнему оставались деревянными. Поэтому в первую очередь Комиссия занялась разработкой проекта облицовки набережных Невы камнем. Был издан специальный указ, в котором говорилось: "Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные". Общее руководство этими работами легло на плечи архитектора Ю. Фельтена. В 1762 году закончилось строительство Зимнего дворца, и первая каменная набережная была сооружена именно здесь. Затем строительство продолжилось вверх по течению Невы.
Набережная Невы у Летнего сада
Почти на двадцать лет невские набережные стали строительной площадкой. Работа была нелегкой и трудоемкой, ведь укрепить берега Невы из-за их зыбкости было достаточно сложно. Сначала вбивали сваи, а затем пространство между ними заполняли землей и булыжником. На участке возле Летнего сада, от которого раньше был спуск прямо к Неве, пришлось подсыпать довольно большую полосу, чтобы выровнять общую береговую линию. После укрепления берега реки облицовывали гранитом. Набережные делали достаточно высокими, всегда помня об опасности наводнений. В ходе работ сооружали и спуски к Неве, служившие причалами, их решили делать красивой овальной формы. Сегодня, когда по своему прямому назначению эти спуски используют редко, они превратились в самые романтические места невских набережных.
Строительные работы предусматривали также сооружение мостов через Фонтанку, Лебяжью и Зимнюю канавки в местах их впадения в Неву. Изящные мостики, которое здесь появились, часто называют "горбатыми" за их форму, они стали неповторимыми деталями прекрасного ансамбля невских гранитных набережных. Чтобы убедиться в этом, достаточно подойти к Зимней канавке, и посмотреть, как очертания целой системы мостов через нее повторяют изгиб плавного перехода изодного здания Эрмитажа в другое.
Одновременно с сооружением набережных Невы приступили к облицовке гранитом берегов малых рек. Камнем одевались берега Фонтанки, Екатерининского канала (нынешний канал Грибоедова), позже приступили к укреплению берегов Мойки. Эти небольшие реки в 18 веке были настоящими транспортными артериями огромного города, поэтому здесь тоже делали спуски к воде, необходимые как причалы, перекидывали новые мосты и укрепляли старые.
Сегодня Петербург невозможно представить без высоких и красивых каменных набережных. Они стали своеобразным пьедесталом для зданий, которые как бы вырастают из гранитных берегов Невы.
Сначала Нидерланды принадлежали священной римской империи, позже перешли во владения Испании. Нидерланды приносили казне в несколько раз больше доходов, чем владения в "Новом свете". КарлV рассматривал Нидерланды только как место прибыли. Его мало заботили интересы страны и населения. Поэтому налоги постоянно росли, что очень не нравилось населению. Неудивительно, что люди в Нидерландах ненавидели испанцев и католическую церковь. Но правительство Испании было обеспокоено тем, что в стране больше и больше распространялся кальвинизм. Вот, держи