Симео́н По́лоцкий — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, московский придворный астролог. Факты: В 1995 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвященная Полоцкому. В 2004 году в Полоцке был установлен памятник Симеону Полоцкому (скульптор А. Финский). В 2013 году Белгазпромбанк возвратил в Беларусь книгу «Жезл правления» Симеона Полоцкого 1667 года издания [13] и осуществил её факсимильное воспроизведение. Историческая роль: Он вошел в историю как монах, общественный и церковный деятель, богослов, педагог и воспитатель, поэт и писатель. По разносторонности своих интересов и деятельности был близок деятелям эпохи Возрождения. События:В 1660 году вместе с учениками своей братской школы Симеон Полоцкий на несколько месяцев уезжает в Москву, где ему удалось побывать в царском дворце в Кремле и читать свои стихи высочайшему семейству. В 1661 году он навсегда переехал в Москву, поселился в монастыре и получил место учителя латинского языка в монастырской школе. Симеон Полоцкий привез с собой плоды европейской учености — прекрасное знание языков латинского, польского, белорусского, украинского, а также «семи свободных наук» — грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрологии, музыки. Вскоре по указу Алексея Михайловича в школе монастыря соорудили деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону молодые подьячие Приказа тайных дел. Главной целью занятий в школе было обучение латинскому языку — тогда языку дипломатии — молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя.
Много славных князей было на Руси. Об одном из них - Владимире Мономахе, князе, который сумел защитить нашу страну от половцев, - наш сегодняшний рассказ.
У Владимира была продуманная стратегия борьбы с половцами. Он старался бить их на их же земле. Если половецкая стихия - это внезапные набеги, то русские воины были сильнее в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о долгомерные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях (у каждого половца были сменные лошади).
У Владимира все было продумано, вплоть до срока похода: ранней весны. Именно в это время русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном зимнем корму коней половецких.
И вот в конце марта все русские князья, кроме Олега «Гориславича» двинулись на ладьях вниз по Днепру. По берегу воинов сопровождала конница. Высадились у Хортицы и четыре дня шли до Сутени (ныне это река Молочная). Старый хан Усоба увидел большую рать и хотел заключить мир с Русью, но самонадеянная половецкая молодежь рвалась в бой, предвкушая победу. Навстречу русскому войску были высланы конники половецкого авангарда, но русские сторожевые отряды довольно легко перебили их. Напрасно основной отряд половцев ждал добрых известий от своих гонцов. Четвертого апреля 1103 года вместо половецких гонцов неожиданно появились русские полки и ошеломили половцев яростной атакой. После недолгой битвы степняки побежали. «У коней их не было быстроты в ногах», - писал летописец. Наступавшие на сытых крепких конях русские воины рубили бегущих врагов.
В битве у Сутени было убито двадцать половецких князей, и среди них - Усуроба, Кчий и Арсланопа, а плененного хана Белдюзя Владимир спросил гневно: «Почему ты не учил сыновей своих не нарушать клятвы? Почему они проливали кровь христианскую? Да будет кровь твоя на голове твоей!» Русский князь повелел убить Белдюзя как человека, не раз нарушавшего клятву. Своим же сказал Владимир: «Возвеселимся в этот день, ибо Бог сокрушил головы змеиные».
С огромным полоном, добычей и славой вернулись воины на Русь.
Когда столица Вавилонии подверглась осаде, Валтасар, его войска и жители всего города устроили праздник, были беспечны и веселы. Вместо того, чтобы отстаивать город, сражаться с врагом, они укрылись в крепости и предавались разнообразным потехам. Они пили из священных чаш, взятых из иерусалимских храмов, и восхваляли языческих богов. Вдруг на стене появились слова, написанные неведомой рукой: "царство твоё исчислил Бог, и конец положил ему, взвешен ты на весах и найден очень лёгким; разделят твоё царство и отдадут его персам и мидянам". Что и сбылось. Город был взят, а Валтасар убит.
Смысл этой легенды можно передать лишь одной фразой: не стоит устраивать" пир во время чумы". Царь устроил вакханалию и праздник не в самое подходящее для этого время. Не нужно быть столь беспечным, особенно когда ты правитель, и от твоего решения зависит судьба народа. Также царю не стоит забывать о Боге, который возвысил его над этим народом, и который также в одночасье может свергнуть.
Факты: В 1995 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвященная Полоцкому.
В 2004 году в Полоцке был установлен памятник Симеону Полоцкому (скульптор А. Финский).
В 2013 году Белгазпромбанк возвратил в Беларусь книгу «Жезл правления» Симеона Полоцкого 1667 года издания [13] и осуществил её факсимильное воспроизведение.
Историческая роль: Он вошел в историю как монах, общественный и церковный деятель, богослов, педагог и воспитатель, поэт и писатель. По разносторонности своих интересов и деятельности был близок деятелям эпохи Возрождения.
События:В 1660 году вместе с учениками своей братской школы Симеон Полоцкий на несколько месяцев уезжает в Москву, где ему удалось побывать в царском дворце в Кремле и читать свои стихи высочайшему семейству. В 1661 году он навсегда переехал в Москву, поселился в монастыре и получил место учителя латинского языка в монастырской школе. Симеон Полоцкий привез с собой плоды европейской учености — прекрасное знание языков латинского, польского, белорусского, украинского, а также «семи свободных наук» — грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрологии, музыки. Вскоре по указу Алексея Михайловича в школе монастыря соорудили деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону молодые подьячие Приказа тайных дел. Главной целью занятий в школе было обучение латинскому языку — тогда языку дипломатии — молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя.