Одна из последних работ великого художника несет на себе печать угасающего таланта. Картина создавалась, когда мастер был болен. Однако, несмотря на несколько неточный, "сбитый" рисунок, нарочитость позы, болезненную патетику, картина сохранила манеру и технику великого живописца.
Сюжет старейшего русского литературного произведения в глазах художника приобретает особое значение. Велики страдания Ярославны. Лицо ее обращено к небу в отчаянной мольбе. Заходящее солнце окрасило горизонт в синевато-розовый цвет, устремлены в небо острия частокола, встревоженные причитаниями птицы кружат над древним городом. Вся картина наполнена тревожным ожиданием, предчувствием трагедии. Художник словно вложил в свою работу собственное отчаянное желание жить.
Цвета костюма героини созвучны окружающему пейзажу. Автор пытается быть достоверным в передаче одеяния и пейзажа, однако нельзя не заметить в работе некую театральность, условность, бутафорскую яркость.
Главное внимание художника обращено на лицо героини. Это единственное место в работе, выполненное с необыкновенным мастерством и достоверностью. Художнику удалось передать отчаяние, внутреннее напряжение и робкую надежду Ярославны. Героиня готова взмыть в небо, чтобы лететь на любимому князю. Неподдельная искренность героини - главная удача великого художника.
Картина стала отчаянной попыткой мастера перебороть болезнь, вернуться к обычной работе, к творчеству.
Первый этап централизаци и (начало XIV в. - 1389 г. ) стал временем борьбы Московского и Тверского княжеств за лидерство в «собирании земель» . Эта борьба велась в условиях активного вмешательства в нее ханов Золотой Орды, которые давали русским князьям «ярлык» на право занятия великокняжеского владимирского престола. Первым титул великого князя всея Руси принял Михаил Ярославич Тверской, который в начале XIV в. пытался подчинить себе оба Новгорода - Великий и Нижний, Кострому, Переяславль. Глава Московского княжества - Иван I Калита (внук Александра Невского) - в борьбе за этот титул воспользовался антиордынским восстанием в Твери 1327 г. При подавлении восстания он выступил пособником хана и в награду за это получил ярлык на великое княжение владимирское и право сбора дани со всех русских земель для Золотой Орды. Это обеспечило казну Ивана Калиты дополнительными средствами и позволило ему расширить территорию Московского княжества с покупки ряда земель. Временное прекращение ордынских набегов дальнейшему подъему экономики.
Целенаправленная и гибкая политика Ивана Калиты позволила ему заручиться поддержкой церкви. В 1325 г. в Москву из Владимира переехал митрополит, и Москва стала новым церковным центром Руси. Под власть Ивана Калиты перешла основная часть великого княжества Владимирского, и его столица была перенесена из Владимира в Москву.
Ярлык на Владимирское княжение получил в Орде сын Ивана Калиты - Иван II Красный, а позже - его внук Дмитрий Иванович Донской. Расширение границ Московского княжества, которое велось в постоянной борьбе с другими князьями (рязанским, нижегородским, тверским) , позволило упрочить его внутреннее положение. Это сделало возможным достижение первых военных успехов в борьбе с Ордой, которая переживала двадцатилетний период усобиц. В 1378 г. войска Дмитрия Ивановича нанесли поражение ордынским войскам на реке Воже. С конца 70-х годов авторитет Московского княжества усилился, так как оно стало и центром борьбы с Ордой, что закрепило его превосходство над Тверью. Князю Дмитрию в результате военного похода на Тверь удалось добиться капитуляции тверского князя, его отказа от претензий на великое княжение владимирское, признания главенства московского князя.
Петр - фигура во всем сильная и героическая, драматическая итрагическая; он отдавал всего себя делам, жил кипучей и яркой жизнью. Ноиспытал царь и тяжелые удары судьбы. Один из самых сильных связан с егосемейной драмой, несчастьем как отца. Развод с первой женой, жизнь с Екатериной, сначала в гражданском,потом, с 1711 года, в законном браке, его побочные сердечные увлечения, а ихтоже было немало, дети от первой и второй супруги - все это опять же говорито натуре неспокойной и мечущейся, властной и избалованной. Первую жену онневзлюбил, ко второй - бывшей "портомое" (прачке) из Прибалтики - относилсяс любовью и нежностью, которые с годами не угасали, а, наоборот, возрастали.От нее росли дети - две девочки. Но долго не было мальчика-наследника.Первая, нелюбимая жена родила ему еще 18 февраля 1690 года сына, и, когдатот подрос, Петр возложил на него все надежды, как отец и государь. Став отцом, царь, еще юноша неполных восемнадцати лет, занят былпотешными и прочими увлечениями, понятными в его возрасте. Ему всегда былонекогда, он бежал из дворцовых покоев при первом удобном случае. К женеЕвдокии его не тянуло. Сын рос при ней, и, естественно, та атмосферанеприязни к отцовским делам и выходкам, которая сложилась в окружении материс ее старозаветным, затхлым бытом, с приживалками и монахами, карликами иворожеями, не могла не войти в душу мальчика. Подрастая, он, опять же вместес матерью, с осуждением и ненавистью воспринимал поездки отца в Немецкуюслободу, его дружбу с иноземцами, нарушение чинных обычаев древнего царскогоцеремониала. Не могли не сказаться и оскорбленные чувства сына и матери,которыми пренебрегали ради "Монсихи" и царских любимцев, из русских ииноземных. Учился Алексей кое-чему и кое-как. В воспитателях ходил у него сначалаНикифор Вяземский - человек малознающий, без педагогических Своего воспитанника он боялся, и тот быстро это понял и использовал - таскалза волосы, тузил палкой, посылал из Москвы с каким-нибудь поручением, чтобыизбавиться от уроков. На смену Вяземскому пришли Меншиков, человек но грамоте не умеющий, вечно занятой, живший к тому же вПетербурге, и его барон Генрих Гюйсенн, из иноземцев, суниверситетским образованием, но и ему приходилось часто выполнятьдипломатические поручения Петра. Царевич рос в подмосковном Преображенском без серьезного присмотра ипедагогического руководства. Кое-что, разумеется, он узнал, выучил, но немногое. Овладел, например, немецким языком, хуже знал французский. Но лишь квосемнадцати годам мог совладать с четырьмя действиями арифметики и толькоприступил к азам фортификации. Одним словом, он не был обременен знаниями.Отличался ленью и праздностью, властолюбием и честолюбием слабоволием иизворотливостью, мелочной мстительностью и коварством.
Сюжет старейшего русского литературного произведения в глазах художника приобретает особое значение. Велики страдания Ярославны. Лицо ее обращено к небу в отчаянной мольбе. Заходящее солнце окрасило горизонт в синевато-розовый цвет, устремлены в небо острия частокола, встревоженные причитаниями птицы кружат над древним городом. Вся картина наполнена тревожным ожиданием, предчувствием трагедии. Художник словно вложил в свою работу собственное отчаянное желание жить.
Цвета костюма героини созвучны окружающему пейзажу. Автор пытается быть достоверным в передаче одеяния и пейзажа, однако нельзя не заметить в работе некую театральность, условность, бутафорскую яркость.
Главное внимание художника обращено на лицо героини. Это единственное место в работе, выполненное с необыкновенным мастерством и достоверностью. Художнику удалось передать отчаяние, внутреннее напряжение и робкую надежду Ярославны. Героиня готова взмыть в небо, чтобы лететь на любимому князю. Неподдельная искренность героини - главная удача великого художника.
Картина стала отчаянной попыткой мастера перебороть болезнь, вернуться к обычной работе, к творчеству.