В) крестьянин встал он не свет ни заря. дома очень тесно, сыро и холодно. с ним встала и жена любимая, с которой всю жизнь прожили в тесноте да не в обиде. детишки еще спят, не хочет он их будить. "пусть поспят, подумал он, и так они всю жизнь будут работать". А что делать? жизнь у них такая и они смирились с этим, радуются каждому дню. "хорошо сегодня, тепло на улице, можно на славу пропахать большую часть поля", сказал он жене и взглянул в ее большие, недосыпанные глаза. вышли они к полю родному, всю жизнь на нем работали, и свою дольку получали с нее. уже полдень, пить хочется, с голодом он давно справился, уже привык подолгу не есть. но без воды долго не мог продержаться и барыня как на зло пришла поглядеть на работу, перерыв сделать нельзя-накажет. за семью боится. дети чем могут, добрая у них семья, великодушная. наступила ночь, поев свои куски еды легли спать, чтобы и завтра встать и прожить следующий день так же.
Реформы Константина и Диоклетиана характеризуются строгой централизацией власти, внедрением многочисленного чиновничества и четким разделением гражданской и военной власти. Эти реформы не были новыми и неожиданными. Римская империя вступила на путь централизации еще со времени Августа. Параллельно с поглощением Римом новых областей эллинистического Востока, в котором в течение уже долгих столетий развивалась высокая культура и традиционные формы управления, особенно в провинциях Птолемеевского Египта, наблюдалось и в жизни постепенное заимствование обычаев и эллинистических идеалов недавно обретенных земель. Отличительной чертой государств, образовавшихся на руинах империи Александра Македонского, - Пергам Атталидов, Сирия Селевкидов, Египет Птолемеев - была неограниченная власть монархов, что выражалось в особенно четких и ясных формах в Египте. Для египетского населения завоеватель Август и его преемники продолжали быть такими же неограниченными и обожествленными монархами, как и Птолемеи до них. Это была идея, почти что полностью противоположная римской концепции власти первых принцепсов, являвшейся компромиссом между римскими республиканскими учреждениями и новыми, недавно развившимися формами государственной власти. Политические влияния эллинистического Востока, конечно, постепенно меняли исходный характер власти римских принцепсов, которые очень скоро стали показывать их предпочтение Востоку и восточным концепциям имперской власти. Светоний сказал об императоре I века н. э. Калигуле, что тот был готов принять императорскую корону - диадему;