Павел Шпилевский Являлся одним из первых исследователей истории, устного народного творчества и языка. Известность ему принесли очерки «Путешествие по Полесью и белорусскому краю». П. Шпилевскому принадлежит попытка создания словаря и грамматики белорусского языка. Ян Чечот Являлся одним из первых собирателей и исследователей белорусского фольклора. Он издал 6 фольклорных песенных сборников. В своих стихах и поэт критиковал жестокость крепостников, призывал гуманно относиться к крестьянам. Константин и Евстафий Тышкевичи Внесли большой вклад в становление белорусоведения. Они занимались изучением восточнославянской и белорусской археологии, этнографии, фольклористики. В 1842 г. К. Тышкевич основал в родном Логойске первый в Беларуси исторический музей. По инициативе Евстафия в 1855 г. был создан Виленский музей древностей. При нем действовала археологическая комиссия, занимавшаяся сбором, исследованием и популяризацией исторического и культурного наследия белорусов. Е. Тышкевич стал почетным членом Петербургской и Стокгольмской академий наук, Лондонского археологического института. В. Я. Струве Благодаря В.Я. Струве проводились геодезические измерения, в том числе и в Беларуси, для определения размера и формы Земли. Геодезическая дуга Струве рассматривается как одно из важнейших событий в развитии всемирной астрономии.
1. Экономические причины. Решающую роль в ослаблении, а затем гибели Византии сыграли, конечно, внутренние причины. Главной из них был экономический упадок как деревни, так и города, разорение крестьянства и городских масс страны. Крушение экономики империи было ускорено проникновением иностранных, в первую очередь итальянских, купцов во все сферы экономической жизни Византии. Их деятельность тормозила дальнейшее развитие производительных сил. Политика покровительства иностранцам, вся недальновидность которой с особой силой проявилась во время осады Константинополя, послужила также одной из причин его гибели. Подобно червоточине, венецианский и генуэзский торговый капитал подточил изнутри Византийскую империю, лишил ее жизненных сил и былых богатств. Византийской торговле и ремеслу был нанесен непоправимый ущерб, ослабло, а затем рухнуло господство Византии на море.
2. Разобщённость общества. Правящие феодальные и церковные круги Византии не только не смогли возглавить широкие народные массы, но оказались не восстановить единство в своих собственных рядах. В момент, когда требовалась консолидация всех сил государства, в нем всюду царили раскол и вражда, взаимная подозрительность и неверие в себя. Попытки последнего императора, человека лично храброго и честного, опереться на население столицы оказались запоздалыми; близорукая политика его предшественников обрекла их на неудачу.
3. Наличие сильных врагов. Немалую роль в задержке сыграла и злая воля давних врагов Византии, которых было немало среди католических прелатов и государей Запада, мечтавших не о империи, а о захвате ее наследства. Искандер был убежден в коварстве правителей некоторых западных держав в отношении к Византии.
4. Отсутствие сильных и надёжных союзников. Союзы Византии со славянскими государствами Балканского полуострова были эпизодическими и непрочными как из-за отсутствия доверия с обеих сторон, так и из-за внутренних разногласий внутри самих балканских стран.