После второй мировой войны историческое развитие стран и народов Центральной и Юго-Восточной Европы проходило в формах, которые коренным образом отличались от Западной Европы. Непродолжительные преобразования в целом общедемократической направленности здесь сменил переход к социализму, который копировал минусы и плюсы советской консервативной модели. Пережив ряд политических потрясений, государства региона оказались в состоянии глубокого социально-политического, экономического и идеологического кризиса, который закончился крахом социализма на рубеже 80-90-х годов.
В 50-80-е годы в отношении европейских социалистических государств использовалось понятие «Восточная Европа», которое имело преимущественно политический смысл и применялось для противопоставления Европы Западной (капиталистической) и Восточной (социалистической). С точки зрения географии, корректнее использовать категорию «страны Центральной и Юго-Восточной Европы», включая в их число ГДР, Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Югославию, Албанию. В последние годы указанные государства применительно ко второй половине XX века объединяются понятием «Центрально-Восточная Европа».
Весь послевоенный период в истории региона можно разделить на следующие этапы:
а) 1945-1947/1948 г. - демократические (или народно-демократические) революции;
б) конец 40-х - конец 80-х годов - строительство социализма и развитие на его путях;
в) конец 80-х - 90-е годы - «бархатные» революции, формирование новых политических и социально-экономических систем.
Подробнее - на -
1) Как и в других странах Европы, польские короли стремились укрепить свою власть и ослабить влияние магнатов. Однако в отличие от Западной Европы, где власть королей постепенно усиливалась, в Польше, а затем и в Речи Посполитой полномочия сейма, особенно нижней палаты — Посольской избы, существенно расширялись. Это было связано с тем, что польская шляхта, в отличие от западноевропейского дворянства, была многочисленной (до 10 % населения) и очень состоятельной благодаря фольваркам. Так, она оставалась независимой от короля и его расположения. Слабеющие польские города не могли стать надежными союзниками королю. Поэтому короли были вынуждены идти на постоянные уступки шляхте.
2) Попыткой реформирования Речи Посполитой стало принятие сеймом (1788-1792 гг. вошёл в историю как "Великий сейм") Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791г. Конституция ликвидировала раздел Речи Посполитой на Польшу и ВКЛ, провозгласила единое государство с единым правительством, общими войском и финансами, отменила право "либерум вето". Несмотря на то что Конституция заложила основу для вывода Речи Посполитой из кризиса, однако время на реформирование государства было упущено..
3) Учебник врет, как всегда.
На самом деле Россия и Германия 3 раза уничтожали Польшу, делили ее между собой.
Суворов подавлял польские восстания.
Пленных поляков ссылали на Кавказ воевать против чеченцев.
И в Сибирь - русскому царю золото добывать.
4) Дипломатическая революция (или переворачивание альянсов) — последовавший за Вторым Аахенским миром разрыв старых дипломатических союзов, на протяжении многих десятилетий связывавших Францию с Пруссией, а Англию — с Австрией и создание новых - англо-прусского и австро-французского.
5) В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610—1715).
В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор (1558—1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах.
Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию.
В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а в рамках отдельных княжеств.
Во-первых, понимание того, что для сохранения базовых устоев «старого порядка» обществу нужны определенные перемены. Всех перечисленных выше монархов можно назвать консервативными реформаторами. Набор осуществлённых в этот период преобразований был примерно одинаков во всех странах: поощрение торговли, развитие образования, ограничение сферы деятельности цеховых структур, попытка оптимизации финансов и государственного управления и, наконец, очень осторожные шаги, направленные на модернизацию аграрных отношений.
Во-вторых, изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство. Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовались монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхов и низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определяли нормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальными группами, обосновывали принципы государственного устройства, выводили задачи государства на международной арене. Теперь стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельности общества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона.
6) Феодальная реакция, начавшаяся в Италии в XVI столетии, продолжалась в течение всего XVII и частично даже в XVIII в. Задолго до рассматриваемого периода Италия утратила торговое первенство в Европе. Одновременно происходило резкое сокращенно промышленной деятельности даже в таких крупных центрах, как Флоренция, Венеция, Милан. Тяжелое положение политически раздробленной, экономически разобщенной страны усугублялось тяготевшим над народом иностранным владычеством и почти непрерывными войнами, происходившими на территории Италии. Всю вторую половину XVII в. не прекращались вооруженные столкновения итальянских государей между собой. Войны Франции против Габсбургов тоже велись главным образом в Италии. В это же время Венеция напрягала последние силы, чтобы защитить от турок остатки своих владений в Восточном Средиземноморье (главным образом остров Крит).
7) Извени незнаю.
.
При Петре 1 появились разные школы, такие как цифирные, горные, гарнизоннаые и епархиальные, а также открылись новые типографии, популяризовалось чтение книг, создался даже новый гражданский шрифт, была создана первая печатная газета, открылись публичные библиотеки, высшие школы, дворяне отправлялись на обучение заграницу, устраивались ассамблеи, ввелось новое европейское летоисчисление. Кроме того, была реформирована армия, перевооружена и обучена, было реформировано образование за счет сокращения церковно-приходских школ, в России строились корабли и так далее.
Это называется «культурной революцией», потому что тогда произошли существенные изменения в культуре, она приняла мирское направление дальнейшего развития.
Например, Магницкий написал «Арифметику, сиречь Наука числительная», Магницкий и Фарварсон выпустили таблицы логогрифом и синусов. Атласов, Лужин, Беринг совершали экспедиции на Дальний восток и так далее.
2. Как развивалось образование в России 18 в. после Петра I? Почему создание Московского университета считается главным достижением в этой сфере?Образование в России в 18 веке было преимущественно сословным. Теперь образование было привилегией дворянства. Например, появились учреждения такие как Сухопутный шляхетский корпус, предназначенные для дворян, а девушки учились в Воспитательном обществе благородных девиц при Воскресенском Смольном монастыре. Общеобразовательная система появилась только во второй половине 18 века. Появился Московский университет, и он был главным достижением, потому что теперь образование было бессословным, туда принимали всех помимо крепостных.
3. С чьим именем связаны главные достижения русского книгоиздания 18 в.?Наверное, главные достижения русского книгоиздания связаны с Новиковым, потому что он издавал сатирические журналы «Трутень», «Живописец», возглавил типографию в Московском университете, под его руководством открывались книжные лавки.
4. В каких сферах науки творили русские ученые 18 в.?Русские ученые 18 века творили в разных сферах науки. Тот же Ломоносов был уникальным человеком и внес вклад в физику, химию, астрономию, геологию, минералогию, открыл закон материи и движения, создал химическую лабораторию, разработал технологию изготовления смальты из стекла, написал картины – «Полтавская баталия», изучал обработку коллекции минералов из Сибири, сделал вклад в историю.
Кстати, в историю также сделал вклад Татищев, написав «Историю Российской с самых древнейших времен», а также Щербатов, Болтин.
Также русскими учеными был сделан вклад в зоологию, ботанику, этнографию – тут отличились Паллас, Гмелин, Лепехин, Кулибин.
5. Охарактеризуйте взгляды крупнейших представителей общественной мысли 18 в.Представители общественной мысли трудились в направлении просвещенного абсолютизма, потому что эти идеи пропагандировались Екатериной 2, несмотря на то, что некоторые деятели находились в оппозиции к Екатерине 2. Так что оппозиция разделяла другие взгляды, например, о том, что помещики имеют большую власть над крепостными, очень жестоки к ним и используют насилие, высмеивают придворных за высокомерие и невежество, и вообще имеют пренебрежительное отношение к народу. Лидером такого мнения был Новиков. А еще был Радищев, который определил крепостное право как безусловное зло для России, видел помещиков как очень жестоких, беспощадных насильников.
6. Расскажите о развитии русского искусства 18 в. Какие стили в нем преобладали? Назовите главных деятелей искусства 18 в. и их произведения.Искусство в России в 18 веке имело западноевропейское направление с сохранением национальных черт. Развиваются сферы сферы культуры именно в этом направлении.
Главными деятелями культуры были Сумароков (основоположние драматургии), Фонвизин («Бригадир», «Недоросль»), Державин (поэт), Карамзин (писатель-сентименталист), Волков (создал первый театр), Левицкий (художник), Рокотов (художник), Шубин (скульптор), Растрелли (архитектор). Преобладал сентиментализм в литературе, а в архитектуре – барокко, а потом классицизм.
7. Сравните русскую культуру 18 в. с культурой Западной Европы того периода. Выделите общие черты и различия. Чего, на ваш взгляд, было больше?Русская культура 18 века и западноевропейская культура 18 века были схожи, потому что русская культура повторяла за западноевропейской. Из-за политики императоров того времени культура все больше освобождалась от господства церкви, туда проникали западноевропейские веяния. Также как и в западноевропейской культуре русская культура все больше обращается к человеческой личности, приобщается к античному. И там, и там происходят технические открытия. Отличия в том, что русская культура более отсталая, и повторяла за западноевропейской культурой. Больше было сходств, конечно, но только в культуре.