Невская битва состоялась на реке Неве 15 июля 1240 года. Она была между русскими и шведскими войсками. Целью вторжения шведов был захват устья реки Невы и города Ладоги, что бы преградить новгородцам выход к Балтийскому морю, захватить земли и установить свой контроль над северным участком торгового пути "из варяг в греки". Шведами командовал зять короля Эрика XI - Ярла Биргера, а русскими - Александр Ярославич. Он узнав о выдвижении шведов, не ожидая подхода всех своих сил, двинулся вниз по р. Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан. Шведские корабли прибыли в устье реки Невы к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья р. Ижора. Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули свои шатры в том месте, где Ижора впадала в Неву. Воспользовавшись туманом, русские войска рано утром неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага. Их нападение было столь неожиданным, что шведы не успели «опоясать мечи». Лишенное возможности построиться для боя, шведское войско не могло оказать организованного сопротивления. Смелым натиском русская дружина через неприятельский лагерь и погнала шведов к берегу. Только наступление темноты прекратило битву и позволило остаткам войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Сражение предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли в условиях Батыева нашествия.
Ввосточном казахстане известны раннепалеолитические находки из местонахождения козыбай[1]. в западных предгорьях нарымского хребта, на восточном побережье бухтарминского водохранилища обнаружено два палеолитических местонахождения — курчум-1 и курчум-2. охристые глинистые отложения, где были обнаружены артефакты, соответствуют усть-убинской свите, верхняя граница которой датируется возрастом ок. 1,8 млн л. н. подстилающие их красноцветные глины могут относиться к павлодарской или вторушкинской свите плиоцена[2].
Укаждого человека своя судьба. и как бы мы не старались изменить свою жизнь, предначертанного судьбой не изменишь. именно об этом повествует автор в заключающем эпизоде четвертой главы. действующими лицами в повести являются благоверный князь петр и сообразительная княгиня феврония. на протяжении всей повести главных героев преследуют испытания, страдания, трудности. однако, не смотря ни на что, петр и феврония проявляют целеустремленность, усердие, доброту, по отношению друг к другу и к окружающим их людям. данный эпизод смело можно назвать самым ярким, интересным и завораживающим, потому как в нем повествуется о любви петра и февронии, которые до конца своих дней были преданны друг другу. неразумные люди и после смерти влюбленных продолжали пытаться разлучить их: «…опять переложили… разъединили» . но все же святые тела героев все равно оказались вместе, в одном гробу. это случилось потому, что ничто, никто и никогда не смогли бы их разлучить. это действительно чудо. автор показывает читателям силу любви героев, их бескорыстность и человеколюбие. учит нас жить, не причиняя никому зла, всевозможными силами родным и близким, а также искренне радоваться их успеху.