xv столетие завершило средневековый период россии. и хотя в это время полностью сохранялись и укреплялись старые общественно- отношения и формы политического устройства, однако возникло и немало нового в различных сферах развития, а в конце этого века и начале следующего отчетливо проявилась необходимость масштабных преобразований в жизни общества и государства. особенность xvii в. в -познавательном плане заключается в том, что для этого периода многие стороны жизни традиционного общества можно представить с полнотой, недоступной для предшествующего века) происходит это резкому расширению круга сохранившихся источников и обретению известными и по более раннему времени материалами качественно новых черт.
например, наиболее ранние писцовые книги конца xv в. сохранились лишь по району новгорода, а документы писцовых описаний конца xvi в. охватывают главным образом центр государства. дошедшие же до нас писцовые книги 20—30-х гг. xvii в., содержащие материал о населении, пашенных и иных угодьях, а также о налогообложении, охватывают большинство районов государства и насчитывают сотни экземпляров. с середины xvii в. появились переписные книги, которые тщательно фиксировали мужское тяглое население описываемых территорий. они являются важнейшим источником демографических процессов вплоть до начала xviii в. для характеристики торговли, ее направлений, масштаба, ассортимента, а также состава участников и условий торговой деятельности особое значение имеют материалы внутренних таможен. на таможнях регистрировалось движение товаров на внутреннем рынке и взимались пошлины. однако самые ранние из дошедших до нас таможенных книг относятся лишь к 30 -м гг. xvii в.
в период окончательного оформления крепостного права возникли новые разновидности частноправовых документов, регулировавших вопросы обмена и распределения крестьян без земли и холопов (поступные, купчие, отпускные, данные). в xvii в. распространились так называемые жилые записи, являвшиеся документами найма рабочей силы на условиях, а также акты, оформлявшие совместную торговую деятельность (складные). во второй половине столетия духовные завещания, бытовавшие ранее лишь в среде феодалов, начинают составляться и представителями других слоев населения, в том числе посадскими людьми и крестьянами. важными источниками для изучения как сословных нужд и требований, так и характера взаимоотношения власти и сословий являются коллективные челобитные служилых и посадских людей, а также законодательные акты, поток которых по сравнению с предшествующим периодом неизмеримо возрос. наконец, к xv в. относится основной массив документов архивных фондов большинства центральных и местных учреждений периода сословно-представительной монархии, а также частных архивов как дворян, так и представителей торговопромысловой среды.
Старость царя Давида не была счастливым временем. Когда его авторитет снизился, его сыновья и министры начали бороться за то, кем станет его преемник. Несколько восстаний угрожали трону; самым опасным и самым трагичным был тот, который возглавлял Авессалом, любимый сын Давида. Опасаясь, что он не будет назначен наследником престола, Авессалом убил своего брата Амнона и поднял знамя мятежа. Его восстание было подавлено, но борьба продолжалась.
Теперь основными претендентами были два других сына Давида: Адония, сын Хаггит, и Соломон, сын Бат-Савии. Адония, поддерживаемый старым истеблишментом - командующий армией Иоав, сын Саруи, и священник Авиафар - пытался помазаться при жизни своего отца. Тем не менее, Бат Себа сорвала эту попытку с пророка Натана и нескольких офицеров армии во главе с Ванеей, сыном Иодая, и убедила Давида объявить Соломона своим законным наследником.
После смерти Давида (ок. 967 г. до н.э.) Соломон начал наносить удары по своим противникам. Некоторые были казнены (Адония, Иоав); другие были изгнаны из Иерусалима (Авиафар). Ключевые посты в королевстве были переданы его верным слугам - Венаия был назначен командующим армией, а Садок был назначен первосвященником Господа (и суждено было стать прародителем прославленной линии первосвященников).
Железная рука Соломона вскоре убедила потенциальных повстанцев, что нет никакой надежды подорвать его абсолютное правление над всеми племенами. Действительно, внутренняя стабильность, достигнутая Соломоном, обеспечила его неприятные четыре столетия правления в Иерусалиме. Блеск его правления породил мифическую традицию, согласно которой Дом Давида управлялся божественной волей, традицию, которая стала неотъемлемой частью мессианских ожиданий евреев.
Строительство Храма было только одним из великих строительных предприятий Соломона. Он построил укрепленные города - Мегиддо, Асор, Гезер, Бет Хорон, а также города-хранилища и гарнизонные города для своей кавалерии, вместе с впечатляющими водоводами, которые позволяли городам противостоять осадам. Фактически, именно Соломон, а не Давид, построил королевство, которое соответствовало международным стандартам тех дней - действительно централизованная и организованная монархия.