Одна из версий относит гибель Римской империи к 410 году нашей эры, когда на территорию Рима вторглись готские племена под предводительством Алариха. Племена готов были христианами, поэтому они не совершили массовых убийств и не разрушали постройки, а только грабили, вывозили драгоценности, снимали со зданий ценные украшения. По второй версии, Рим был разрушен до основания позднее, в 476 году, вождем варварского германского племени герулов Одоакром, который вынуждает отречься от престола последнего императора Рима юного Ромула Августа. Однако, по мнению многих исследователей, падение Рима началось гораздо раньше и было вызвано не только такими очевидными причинами, как набеги внешних агрессоров. Начало кризисных явлений в Римской Империи отмечается еще в III веке, после того как глубоко изменилась политическая, экономическая, религиозная и культурная жизнь римлян. Сейчас историки называют более 210 причин падения Древнего Рима. Остановимся на некоторых из них. И еще одни причины: 1)Отсутствие сильного лидера 2)Варваризация 3)Кризис армии 4)Рабовладельцы и рабы 5)Кризис экономики 6)Демографический кризис 7)Социальные причины 8)Кризис духовности 9)Христианство
Честно говоря, феодальный строй благополучно сказывался только на феодалов, жизнь французских крестьян требовала желать лучшего. В первую очередь, стоит начать с того, что крестьяне во Франции были свободными. Имеется в виду, лично свободными - они могли передвигаться свободно и делать все, что было им угодно. Всего в 18 века во Франции насчитывалось около 18 миллионов крестьян. Но зависимые слои также существовали, они назывались сервы и менморабли, оба слоя должны были реализовывать любое желание феодала, так как они находились в его собственности. Кроме того, их имущество после смерти не переходило в руки родственникам, а принадлежало феодалу. Что касается свободных крестьян, то они были зависимы судебно и поземельно от феодала. Так как вся земля, как и власть, принадлежала феодалам, знать реализовывала диктатуру посредством земли. Крестьяне должны были выплачивать ренту за то, что пользуются землей, а также подчиняться юрисдикции сеньора (феодала). Такая юрисдикция представляла собой набор определенных рамок и правил, которые устанавливались феодалом. Еще в то время существовали держания - цензива (держание на имущество, о котором я говорила выше) и аренда (выдавалась на срок). После появления первых мануфактур большая часть свободных крестьян направилась в город и даже поднялась по социальной лестнице, но жизнь тех, кто остался пахать землю ухудшилась, так как появились заповедники и на деятельность крестьян были наложены запреты, например, нельзя было вырывать сорняки, несмотря на то, что они мешали росту зерновых.
Крестьяне подразделялись на три большие группы: свободные, поземельно зависимые и лично зависимые. Свободных крестьян было сравнительно немного; они не признавали над собой власти никакого сеньора, считая себя свободными подданными короля. Они платили подати только королю и хотели быть судимы только королевским судом. Свободные крестьяне часто сидели на бывших "ничьих" землях; это могли быть расчищенные лесные поляны, осушенные болота или же земли, отвоёванные у мавров (в Испании) . Поземельно зависимый крестьянин по закону тоже считался свободным, но он сидел на земле, принадлежащей феодалу. Подати, которые он выплачивал сеньору, рассматривались как плата не "с человека", а "с земли", которой он пользуется. Такой крестьянин в большинстве случаев мог покинуть свой клочок земли и уйти от сеньора- чаще всего его никто не удерживал, но идти-то ему было в основном некуда. Всего 400 лет назад в богатейшей стране Европы- Франции - попадались деревни, жители которых были одеты в грязные лохмотья, обитали в полуземлянках, норах, вырытых в земле, и дичали настолько, что в ответ на расспросы не могли произнести ни одного членораздельного слова. Неудивительно, что в средние века был распространён взгляд на крестьянина как на полуживотное-полудьявола; слова "виллан", "виллания", обозначавшие сельских жителей, означали одновременно "грубость, невежество, скотство". Правда, у многих набожных и трудолюбивых крестьян в сундуках были припрятаны золотые монеты и нарядная одежда, которую надевали по праздникам; крестьяне умели повеселиться на деревенских свадьбах, когда пиво и вино лились рекой и все отъедались за целую череду полуголодных дней. Крестьяне были сметливы и хитры, они хорошо видели достоинства и недостатки тех людей, с которыми им приходилось сталкиваться в своей немудрёной жизни: рыцаря, купца, священника, судьи. Если феодалы смотрели на крестьян как на дьяволов, вылезающих из адских нор, то и крестьяне платили своим сеньорам той же монетой: рыцарь, проносящийся по засеянным полям со сворой охотничьих собак, проливающий чужую кровь и живущий за счёт чужого труда, казался им не человеком, а демоном.