Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр I и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственным сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством) . В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-1818 годах ряд близких к императору людей, в т. ч. А. А. Аракчеев, занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр I дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект “Государственной уставной грамоты Российской империи”, предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру I лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820) , воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее, мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-23. Реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной властью. В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединённой к России в 1809 г. , а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя “Уставной грамоты Российской империи” (1819-1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.
Эта конституция превращала только что созданное государство в наследственную монархию, соединяя ее с Российской империей. Король назначал наместника, им мог быть только поляк; исключение делалось для наместника из членов Императорского Дома. «Римско-католическая религия, исповедуемая большинством жителей Царства Польского», должна была быть предметом особого попечения правительства, без малейшего, однако, ущерба для свободы иных исповеданий. Особой статьей обеспечивалась свобода печати. Закон должен был определить устранения злоупотреблений этой свободой.
В 1817-1818 годах ряд близких к императору людей, в т. ч. А. А. Аракчеев, занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр I дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект “Государственной уставной грамоты Российской империи”, предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру I лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820) , воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее, мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-23.
Реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической
системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию
государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной
законодательной властью.
В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во
введении конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и
конституционного устройства в Финляндии, присоединённой к России в 1809
г. , а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя “Уставной
грамоты Российской империи” (1819-1820). В проекте предусматривалось
разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство
всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного
устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.