В переводе с китайского языка «женьшень» означает «человеккорень». Его корни действительно напоминают человеческую фигуру. В природе женьшень очень редок. Встречается он в Китае, Корее и на Дальнем Востоке нашей страны. Женьшень произрастает одиночно или небольшими группами в глухих тенистых лесах, где вперемежку растут кедры, дубы, березы и клены. Среди зарослей папоротника, дикого винограда, плюща и можно увидеть это растение. Размножается женьшень семенами, растет медленно, живет до 100 лет. Корни растений-долгожителей весят до 400 г.
Искать растение трудно. Женьшень как бы прячется от людей. Заметен он весной, когда на верхушке стебля толщиной в карандаш и высотой 50— 70 см появляется розетка листьев, и осенью — после созревания светло-красных ягод. Обычно осенью и охотятся за ним сборщики корня. То, что корень женьшеня схож с фигурой человека, что растет он в глухой тайге, в укромных местах, встречается очень редко — все это окружило растение ореолом таинственности, породило много легенд. Так, искатели женьшеня считали, что он появляется только там, где упала на землю звезда.
Многие века восточная медицина применяла корень женьшеня как средство от всех болезней. Ему приписывали и другие удивительные свойства. Люди верили, что женьшень может продлевать жизнь, возвращать молодость, восстанавливать силы, как живая вода в русских сказках. Недаром в древних рукописях это растение называли «божественной травой» и «корнем жизни».
Современная медицина установила, что корни женьшеня содержат вещества, которые действуют как общеукрепляющее средство организму противостоять болезням. В природе женьшеня осталось совсем мало, и растение занесено в Красную книгу. Его нужно охранять. Для нужд медицины корни женьшеня научились выращивать на грядках. Плантации его есть и в нашей стране. Ученые разработали метод, благодаря которому клетки женьшеня можно в нужном количестве выращивать в искусственной питательной среде — в колбах и пробирках.
Историки дают противоречивую характеристику деяниям Святослава. Одни подчеркивают бездумную тягу его к захвату чужих земель. Их мнение совпадает с отношением к походам Святослава некоторых современников из его же окружения: «Ты, княже, чужой земли ищеши! » – приводит их слова летописец. С. М. Соловьев, представлявший в русской историографии «государственную школу» , писал, что в летописи Святослав представлен «образом воина, который со своей отборной дружиною покинул родную землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли» . Ряд ученых отмечает стремление князя укрепить и возвысить Русь, упрочить ее международное положение (Б. А. Рыбаков, А. Н. Сахаров) . Они подчеркивают, что Святослав победил Волжскую Булгарию, полностью разгромил Хазарию, ослабил могущественную Византию, основал военно-торговые форпосты, подчеркивают, что эти победы были им продуманы, подготовлены и умело осуществлены не ради удовлетворения личного честолюбия, а были ответом на вызов времени – стремление Византии оттеснить Русь от берегов Черного моря. Бесспорно одно: Святослав был удачливым полководцем и заметным для своему времени государственным деятелем, стремившимся укрепить международное положение Руси.
Археологи предполагают, что найденные при работах на строительстве Днепростроя в 1933 на дне Днепра несколько старинных мечей с серебряным узором на рукоятях принадлежали воинам Святослава.