название музея “кунсткамера” произошло и слова kunst - искусство, художество и kammer - кабинет-палата редкостей. кунсткамера- первый государственный общедоступный комплексный музей в россии, одно из важнейших учреждений петербургской академии наук. основанная петром i по образцу аналогичных музеев европы, кунсткамера должна была по мысли создателя служить проводником европейских научных знаний в обществе. датой ее основания считается 1714 год, когда личное собрание редкостей петра i и коллекции аптекарского приказа были перевезены из москвы в санкт-петербург и размещены в летнем дворце. к ним был определен специальный штат: “главный смотритель” лейб-медик р.к. арексин и “библиотекарь и надсмотритель редкостей и натуралиев” и.д. шумахер. в 1719 году коллекция кунсткамеры и библиотека царя были перевезены в конфискованный дом а.в. кикина - “кикины палаты” близ смольного двора. с этого времени кунсткамера становится общедоступной, по приказу петра i в нее должны были пускать всех желающих, чтобы “люди смотрели и учились”. основой собрания кунсткамеры стали коллекции, петром i из первого путешествия в европу в 1697-1698 годы. в дальнейшем сбор экспонатов производился на основе ряда правительственных указов. в пополнении музея большую роль играли отечественные, прежде всего первые академические экспедиции, покупки за рубежом, поступления от частных лиц. заложенный в основе собирательства принцип универсальности позволял кунсткамере на ограниченном пространстве знакомить с миром во всем его многообразии.
место для строительства специального здания для кунсткамеры петр i выбрал сам, здание строилось по проекту а.шлюттера (предположительно) и г. маттарнови архитекторами н. гербелем, г. киавери, м.г. земцовым с 1718 по 1728 годы. здание петербургской кунсткамеры строилось под влиянием архитектурных построек барокко. оно было трехчленным, состояло из двух тождественных корпусов, украшенных фронтонами и соединенных многоярусной башней. внутри пространство было организовано в соответствии с идеальными представлениями того времени о музейной экспозиции. в начале 1740-х годов в кунсткамере было большое количество экспонатов. в 1747 году, в период ее расцвета, произошел , нанесший непоправимый ущерб музею. с 1751 по 1757 под руководством с.и. чевакинского здание было восстановлено в частично измененном виде. наиболее заметным изменением оказалось отсутствие купола башни с армиллярной сферой, изображенного на гравюрах xyiii века. облик, близкий первоначальному проекту. был возвращен зданию в 1947-1949 годах р.и. каплан-ингелем. оформление интерьеров после , часть которых сохранилась до наших дней, велось и.г. джанни, г.ф. партьером, п. любецким и др. и было закончено в 1776 году. для восстановления коллекционного фонда в 1765 году по просьбе академии наук был издан указ правительства о сборе материалов для музея. в связи с общей тенденцией дифференциации науки в 1803 году были образованы: ботанический, зоологический, азиатский, египетский, минералогический, этнографический отделы, которые позже стали академическими музеями.
1. Дотепер ніхто не знає справжньої адреси проживання родини Грушевських у Холмі, де народився Михайло Сергійович. Житловий особняк, на якому красується бронзова дошка з написом українською та польською мовами: «У цьому домі 17. ІХ. 1866 року народився найвизначніший український історик і перший Президент Української Республіки Михайло Грушевський»виявляється, було обрано наздогад, оскільки жодних даних, свідчень чи спогадів щодо адреси немає.
2. Діду Михайла Грушевського по материнській лінії (Захарій Оппоков) за життя було подаровано дворянство, нагороджено двома орденами Святої Анни, бронзовим хрестом, орденом святого рівноапостольного Володимира.
3. Батько Михайла Грушевського – Сергій Федорович – був знаний як автор одного з кращих підручників з церковнослов’янської мови для шкіл, книга витримала понад 30 перевидань. Це дало змогу набути чималий капітал і жити безбідно ще багато років.
4. Початкову освіту здобув удома, а до Тифліської гімназі був зарахований одразу до третього класу. Навчання давалось легко, тому мав час працювати бібліотекарем і «плавати у книжковому морі і впиватися ним…».
5. Перше кохання – оперна співачка Олена Марковська. Зачаровувався її співом, за на традиційні щорічні концерти у гімназію, декламував їй свої вірші. Олена відповідала взаємністю. Але кохання не мало продовження. На початку 1886 року гастролі оперної трупи у Тифлісі скінчилися, і співачка поїхала. Молоді люди розлучилися.