Есим (год рождения неизвестен – умер в 1645 г.), сын Шигай-хана, сменил на ханском престоле Тауекела. Он является основателем династии казахских ханов Среднего жуза, правивших в XVII-XVIII веках.
Сыновья умершего Тауекел-хана были несовершеннолетними, а их дядя по отцу Есим был в тот момент правителем Ташкента и главой многотысячной действующей армии казахов, сосредоточенной в Туркестане. Но у новоизбранного хана в среде казахских султанов были недоброжелатели. Одному из них Турсун-султану в 1613–14 годах удалось узурпировать ханскую власть и править около 13 лет.
Пришедший в результате интриг и благоприятного стечения обстоятельств, Турсун хан погиб в 1626–27 году. После его гибели Есим во второй раз стал старшим казахским ханом.
Есим был правителем, который и в частной и общественной жизни действовал открыто и честно, не прибегая к интригам, тайным сговорам и коварным поступкам.
При Есим-хане успешно завершилась длительная борьба за города на Сырдарье, оседло-земледельческие районы у южных, граничащих со среднеазиатскими, пределов. С тех пор этот регион навсегда стал казахстанским. В первые десятилетия своего правления Есим был занят единственной страстью – воевал. Воинственность – не лучшее качество человека. Она необходима только в битвах за родину. Казахское же государство приобрело такое гигантское степное и множество городов на Сырдарье, что всякая попытка завоевания новых земель являлась для него бессмысленной и крайне обременительной.
Жизненной целью Есим-хана было строительство подвластного единому центру целостного государства. В этих целях он выработал и активно претворял в жизнь свою внутреннюю политику, которая нашла отражение в утвердившихся им правилах общественной жизни, обычаях и традициях. Народное предание связывает с его именем создание Уложения, известного как «Старая дорога Есима» («Есим ханнын ески жолы»), которые применялись в качестве правил и норм поведения вплоть до XIX-XX веков.
Есим-хан проводил политику единоначалия, беспрекословного подчинения ему народа, а по отношению к соседним странам вел захватническую политику. В своей политике Есим-хан, опираясь на старые патриархальные обычаи, проповедовал такие традиционные институты и законы, как кровь за кровь, око за око, кровная месть, выплата куна, барымта, рабовладение, телесное наказание, многоженство, уплата калыма, аменгерство, зекет, оброк, принудительные штрафы, религиозная нетерпимость. Вероятно, исходя из этого, народ и назвал архаичные методы, применявшиеся Есим-ханом «Старой дорогой…». Есим умер в почтенном возрасте и был похоронен в Туркестане вблизи от мавзолея Ходжи Ахмеда Ясауи в невысоком склепе кубической формы.
Хан Есим – один из самых почитаемых казахами правителей. Его имя произносится наравне с именем Касым-хана, а это говорит о многом. Он сохранил в строгой неприкосновенности границы своего государства, отстраивал города, оставил после себя свод законов, в которых развил и укрепил уложения хана Касыма.
Объяснение:
В последние годы заметно возрос интерес людей к семейной истории, к своим предкам. Кто они такие, откуда? Какова их роль в тех событиях, которые происходили в нашей стране на протяжении нескольких веков? Люди ездят по архивам, читают краеведческие книги. Сайты Интернета по генеалогии и истории фамилий – одни из самых посещаемых. Мой родственник нашел наших общих предков, живших еще в17 веке. Казалось бы, зачем это?
Есть у меня объяснение. Человеку в жизни нужны точки опоры. Одна из них – в знании истории своего рода. Когда при смене власти очередные хозяева жизни начнут объяснять простому человеку его место в обществе, они сначала обратятся к специалисту-историку. Тот за соответствующую плату расскажет человеку, что предки его, немытые и неграмотные, всегда были в услужении у хозяина. А добрый хозяин их кормил за это. Жили они в каморке под лестницей на заднем дворе. Мол, и твое место там, и нечего рыпаться: получай свой кусок хлеба и славь доброго хозяина. Человек послушает и согласится. А что? Специалист не врет. Раз предки так жили, наверное, и мне так придется.
Когда же это скажут мне, то я отвечу, что ничего подобного не было. Потому что я сам видел записи в исторических книгах, а не слушал рассказы проплаченных «исследователей». Мои предки никогда не жили на заднем дворе и не ждали куска хлеба от хозяина. Да и хозяина у них не было. Жили свободными людьми, растили хлеб, строили дома. Имели имя, отчество и всегда фамилию. Мой предок воевал гренадером во времена Потемкина. А другие пращуры осваивали Сибирь вместе с Семейкой Дежневым и Ерофеем Хабаровым, потому что их фамилия встречается от этих мест до Камчатки. Поэтому ни в какое услужение к хозяевам я не пойду и буду достоин своих предков. Так отвечу я и, наверное, любой, кто сам будет заниматься историей своего рода.
Вот так бы я объяснил появление у наших граждан большого интереса к поискам предков и изучению семейной истории.
Это так интересно изучать историю своего рода вместе с историей своей страны. На берега наших рек русские люди пришли тысячу лет назад. Своим трудом освоили эти места. Никогда не знали рабства. Это наши предки ушли на восток «встречь солнцу» и вышли на берега Ламы – Тихого океана. И первые гражданские поселенцы за Камнем были наши крестьяне с Соли Вычегодской. Как трепетно держать в руках документ, в котором написано имя твоего предка, жившего лет 300 назад. Поэтому занимайтесь историей, успевайте, пока доступны материальные свидетельства живы еще очевидцы.