Формирование приказной системы управления
В период правления Ивана Васильевича Грозного также была сформирована система так называемых приказов, а началом государственной организации здравоохранения историки до сих пор считают открытие царём Аптекарской палаты, которая была преобразована позже в Аптекарский приказ Борисом Годуновым. Деятельность приказа охватывала практически всё аптекарское и врачебное дело в России, в том числе и снабжение лекарственными средствами, организацию медицинского обеспечения, выдачу законных разрешений и прав для занятия медицинской деятельностью и пр.Основное значение государственных преобразований проведённых в период правления Ивана Четвёртого Грозного заключается в том, что благодаря введению реформ:
была значительно усовершенствована система управлением государством;
в границах Русского царства сложилась сословно-представительная монархия, которая опиралась на существующие сословия (духовенство, дворянство, а также представителей дворянства), которые были допущены к управлению страной и представлены в самых разных сферах государственного управления.
При этом, большинство современных историков отмечает, что все реформы Грозного были, в первую очередь, выгодны самому царю, но не русскому народу
Амир Темур родился в 1336 году 9 апреля в кишлаке Ходжа Илгар (Яккабак) близ Кеша (Шахрисабз). Он, как говорит предание, родился с куском запекшейся крови в руке и с белыми как у старца волосами, такое же говорили о Чингиз-хане. Его отец эмир Мухаммад Тарагай, был из знатной семьи тюркского рода барласов. Он был влиятельным человеком и пользовался большим авторитетом в Мавераннахре. Его предки занимали достойное место в рядах дворцовой элиты Чагатайского улуса и выводили свою родословную от легендарной предводительницы тюрков Алан-кувы, а владения их находились вокруг Кеша и Нефеса.
Отец Темура эмир Тарагай постоянно участвовал в курултаях чагатайских беков, созываемых ханом улуса на берегу реки Или. В 1355 году он женится на дочери эмира Джаку - барласа Турмуш-ага.
Верховный эмир Мавераннахра Казаган, убедившись в достоинствах Амир Темура, в том же году отдал (сосватал) ему в жены свою внучку Ульджай Туркан-ага. Благодаря этому браку возник союз Амир Темура с эмиром Хусайном, внуком Казагана. Они вместе выступали против монголов. В 1356 году у Амира Темура рождается два сына - Джахангир и Омар Шайх.
Экономическое положение Мавераннахра в конце 13 - первой половине 14 веков ухудшалось с каждым днем. Этим воспользовался хан Моголистана Тоглук Тимур, который без сопротивления в 1360 году дошел до Кашкадарьи. Амир Темур поступил к нему на службу. Но когда Тоглук Тимур назначил правителем Мавераннахра своего сына Ильяс Ходжу, Амир Темур не пожелал служить этому принцу и договорившись с правителем Балха эмиром Хусейном, Амир Темур вступил в упорную борьбу с монголами.
В это время в Самарканде господствовали сарбадоры - "висельники", также боровшиеся против монголов. Название этого народного движения возникло от лозунгов его участников "Или борьба за свободу, или же голова на виселице". В 1370 году Амир Темур на курултае в Балхе был провозглашен верховным эмиром Турана.
А брак с дочерью Чингизида Сарай Мульк Ханум позволил Амир Темуру прибавить к своему имени почетный титул "гураган", т. е. "зять хана".
Основной задачей Амира Темура стало преодоление раздробленности и объединение отдельных владений в единое государство. Столицей этого государства он выбрал Самарканд, где приступил к возведению городских оборонительных стен, цитадели и дворца. Он заложил новый Самарканд рядом с развалинами древней столицы Согдианы (современный Афрасиаб).
В начале XVIII столетия от Бухарского эмирата отделяется самостоятельное владение в Ферганской долине с центром в Коканде. Кокандское ханство, обособленное в самостоятельную политическую единицу во второй половине XVIII в. и первоначально состоящее только из территории Ферганской долины, в начале XIX в. превратилось в обширное государство.
Основателем правящей здесь династии Минг в 1709 г. стал узбек Шахрух-бий. Население ханства (сначала оно скромно именовалось бекством) составляли кочевые и оседло-земледельческие племена узбеков, таджиков, кыпчаков и кыргызов. Они редко были между собой в согласии, соперничавшие друг с другом партии то и дело меняли правителей. После смерти Шахруха на престол был возведен его сын Абд-ар-Рахим-бий, которого, несмотря на то, что он имел наследника -- сына Ирдану, заменил брат, затем племянник и т. д., пока наконец не был провозглашен бием обделенный в свое время Ирдана. Все это время государство лихорадило, постоянные междоусобные войны и войны с соседями несли народу одни бедствия.
Когда миновала реальная опасность вторжения джунгарских ханов в Фергану, начали проявляться первые противоречия между кыргызскими и кокандскими феодалами. Борьба кыргызов в 1753--1755 гг. за возврат исконных кочевий в Прииссыккулье и других районах, вызвавшая большой отток кыргызского населения из Ферганы, значительно ослабила здесь их позиции. Плоских В. М. Киргизы и Кокандское ханство. С. 91 Этим не замедлил воспользоваться Ирданабий, стремившийся ослабить политическое влияние кыргызских феодалов в Коканде. В 1754 г. «глава кыргызов» Кубат-бий из племени кушчу, «являвшийся опорой Ирдана-бия», был заподозрен в измене кокандскому правителю во время совместного похода последнего с бухарским эмиром Мухаммед Рахимом в г. Ура-Тюбе. Кубат-бий, попав в немилость Ирданы-бия, охотно откликнулся на призыв кашгарского правителя Юсуфа-ходжи о в борьбе за освобождение от джунгарского ига. В конце 1754 г. он, взяв «своих киргизов, удалился» в Восточный Туркестан, где стал активным участником в политических событиях в этой стране.
Однако вскоре опасность нового вторжения цинской армии вновь сплотила кыргызов и узбеков. События 1758--1959 гг. выдвинули на политическую арену в регионе Аджи-бия -- правителя кыргызского родоплеменного объединения адыгене, занимавшего горную местность между Кокандом и Кашгаром. Перед лицом цинской опасности в июне 1758 г. был заключен «договор дружбы» между Аджи-бием и Ирдана-бием. В 1759 г. в кочевья кыргызов адыгене прибыл посланник цинского двора с предложением установить дипломатические связи с Пекином. Он вручает Аджи-бию «декрет и печать», вероятно, дававшие «некие права» их обладателю... Ободренный таким неожиданным вниманием со стороны соседних правителей и будучи предводителем только одного племени, Аджи-бий решил подчинить своей власти и другие кыргызские племена, в частности, находившиеся в Фергане. В августе 1760 г. в кочевья кыргызов прибыл новый посол цинов Соному Чэлин, который далее проследовал в Коканд. Оттуда он возвратился в Кашгар 7 ноября того же года с послом Ирдана-бия. Узнав от них о противоборстве правителей Коканда и Ходжента, Аджи-бий счел это подходящим моментом для наступления на Фергану. Одним из поводов к походу явилось стесненное положение андижанских и ошских кыргызов, среди которых было немало их собратьев -- беженцев из Восточного Туркестана. Об этом свидетельствовал и факт содержания в плену у Ирданы в 1760 г. брата кыпчакского бия Эмура-Амана. Плоских В. М. Киргизы и Кокандское ханство.