Во-первых, причиной тому можно считать доминирующее значение в отечественной экономике XVIII в тяжелой промышленности, которая, начав активно развиваться по инициативе Петра I, всегда находилась либо в полном подчинении, либо под жестким контролем со стороны государства. (Вспомним, например, одного из наиболее независимых промышленников того периода - Никиту Демидова. Получив возможность развивать Невьянские заводы по своему усмотрению, он поставлял львиную долю продукта на фронты Северной войны и нередко подвергался петровским ревизиям.)
Во-вторых, весь период XVIII в характеризуется планомерным расширением привелегий дворянства - именно оно, а не буржуазия, к концу этого столетия было наиболее независимой социальной группой. Так, апогеем этой тенденции стала Жалованная грамота дворянству Екатерины II, избавившая данное сословие от обязательной военной службы, телесных наказаний и даровавшее свободу в пересечении государственной границы. Таким образом, свободомыслие, политическая активность, либеральные ценности формировались именно в дворянской, а не буржуазной среде.
И, в конце-концов, необходимо заметить, что в не только в 1ой четверти XIX в, но и на протяжении всего предыдущего столетия именно дворянство и являлось действующей силой дворцовых переворотов, ну и, естественно, декабристского восстания позже.
Весной 334 г. до н. э. греко-македонская армия переправилась через Геллеспонт. Она была невелика, но хорошо организована: в ней насчитывалось 30 тыс. человек пехоты и 5 тыс. всадников. Главную массу пехоты составляли тяжеловооружённые: македонская фаланга, греческие союзники и наёмники. Часть гетеров и несколько тысяч человек пехоты Александр оставил в Македонии под командой одного из выдающихся полководцев старшего поколения — Антипатра. Первая встреча с противником произошла недалеко от Геллеспонта, на реке Граник, в мае 334 г. до н. э. В ней решающую роль сыграла македонская конница. Захваченных в плен греческих наёмников, находившихся на службе у персов (около 2 тыс. человек), Александр обратил в рабство и отправил в Македонию, поскольку греки, находившиеся на персидской службе, на Коринфском конгрессе были объявлены изменниками общему делу. Победа при Гранике сделала возможным дальнейшее продвижение по побережью Малой Азии.