В «Утешительном письме к Марции» Сенека писал о том, что «мир при переходе к своему обновлению поглотится огнем, все будет уничтожено своей собственной силой, планета будет сталкиваться с планетой и все, что теперь в порядке сияет, будет гореть в массе огня». Те же краски, писал Бауэр, блестят в Новом завете в картине последнего дня. Во втором послании Петра читаем: «Ожидающим и желающим пришествия дня божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают. Впрочем мы по обетованию его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (III, 12-13).Но главный интерес для нас представляет вопрос о рабах. Бауэр указал, что новозаветные писатели заимствовали у Сенеки отношение к рабам. Особенно это сказалось на «Посланиях апостола Павла». Уже учение стоиков призывало господ к дружественному отношению к слугам, закрепив бытовавшее более мягкое отношение к рабам; фактически здесь имело место усиление обеих сторон угнетения: прямого (эксплуатация отношения патроната и колоната) и косвенного (приручение рабов путем изменения к ним отношения, а также одурманивание их при новой религии – христианства).
Крестовые походы создавались, чтобы на завоеванной территории исповедовалась определённая религия. Например раньше крестовые походы "проводились"Папой Римским. Население покорённых территорий становилось католиками. Для феодалов новые территории являлись новыми землями для своих имений, где они могли бы содержать огромное количество зависимых крестьян. Для купцов новые земли отодвигали границу их возможностей, увеличивали территорию, на которых они могут торговать. Крестьянам новая земля давала шанс освободиться от зависимости.
.......................