Юрта - древнейшее и в то же время современное жилище кочевников. Ее можно отнести к большому достижению материальной культуры казахского народа: она легко перевозится на лошадях и верблюдах, быстро ставится и разбирается, войлочное покрытие не пропускает дождь, летом это жилище сохраняет прохладу, а зимой - тепло. И в настоящее время юрты устанавливаются на летних пастбищах животноводов, а любые торжества даже в городах, не обходятся без юрт.
Деревянный каркас и войлочное покрытие – основные части казахской юрты.Производством деревянных частей юрты (сүйек) занимались особые мастера (үйші).Главные требования к деревянной конструкции – это легкость и прочность материала,поэтому для изготовления использовалась древесина ивы, березы, тополя. Наилучшей издавна признана ива, или, как ее называют в народе – тал. Это твердый легкий материал, обладающий свойством гнуться, принимая желаемую форму, под действием несложных технических приемов, к тому же доступный – заросли его встречались во многих районах Казахстана.
Остов юрты составляют основные элементы: раздвижная решетчатая основа – кереге, купольные жерди – уық, полусферическое навершие – шанырақ, дверь – есік.
Кереге юрты составляется из нескольких отдельных секций – қанат («крыло»). В жердях, образующих қанат, в местах скрещения по диагональной оси делалисьотверстия для крепежных ремешков. Это узкие полоски верблюжьей, воловьей иликонской кожи, скреплявшиеся в узел и напоминающие нам гвоздь с колпачком. Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигалась и раздвигалась, в деревянной конструкции не применялось ни одного гвоздя. Основная масса казахского населения довольствовалась шестиканатными юртами, войлочное покрытие которых делалось из темно-серых тонов шерсти.
У зажиточных казахов число қанатов в кереге доходило до восьми и более. Войлочныйпокров делали из светлой шерсти.
Шанырақ, в отличие от других деталей юрты, изготовляемых из тала, создавался изберезы. Изготовление шанырақа – наиболее трудоемкая и ответственная работа,поэтому выбор необходимой заготовки мастер производил сам. Для этого выбираласьбереза, имеющая искривление ствола. Ее срез производили не позднее середины лета,когда дерево было полно соков. После ошкуривания в сыром состоянии сразу же начинали обработку – догибали до нужных размеров, делали необходимые срезы и соединяли два полукружия в креплении.
В отверстие шанырақа выходил дым из открытого очага, одновременно он служил и окном для освещения жилья, а на ночь закрывался войлочным покрытием – тундик (түндік).
Шанырак у казахов являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода и передавался из поколения в поколение, от отца к младшему сыну (кенже). Эта юрта считалась у родственников старшим большим домом (үлкен үй), домом черногозакоптелого шанырака (қара шаңырақ), действительно становившимся таким отвекового дыма. Старшие дети, отделившись от отцовского дома, приносили в большойдом «долю духов предков» (аруақтың сыбағасы) от забитого скота, а невесткиприносили часть из своего приданого, несмотря на то, что хозяином юрты былмладший брат. Считалось, что шанырак представлял собой силу и покровительстводухов предков.
Внешним покрытием юрты служил войлок, состоящий из трех видов полотен, различных по своим размерам: туырлық – покрытие основания, үзік – покрытиекупола, түндік – покрытие шаңырақа. Войлочное покрытие изготовлялось из лучшихсортов овечьей шерсти осенней стрижки, которая хорошо поддавалась обработке, и войлок получался очень плотным, не был рыхл и долго не изнашивался.
Войлочное покрытие защищает зимой от ветра и мороза, летом – от солнца, дождя и пыли.
Непременный атрибут юрты – шимши, узорная чиевая циновка, помещаемая между кереге и войлоком. Материалом для циновок служил чий (ши) – вид степного тростника, а также разноцветная шерстяная пряжа, которой обматывались стебли чия в определенном порядке, создавая целостный орнаментальный рисунок. Циновка служила фоном интерьера юрты и ее плетению женщины придавали большое значение. Неумение хозяйки плести циновки считалось зазорным и осуждалось.
Шым ши не только атрибут красоты, но и служит защитой от холодных зимних ветров, сохраняя тепло, и вместе с тем пропускает свет и свежий воздух летом, когда низ войлочного покрытия приподнят над землей.
Есік или сықырлауық (при открывании и закрывании двери издают скрип, отсюда и их название) – дверь юрты состоит из трех частей: косяка, деревянных створок и войлочной накидки с пришитой узорной циновкой. На косяк и дверь шли сосновые доски (қарағай). Дверь украшалась резным орнаментом или красочными узорами.
К внутренней стороне войлочной накидки двери юрты пришивалась узорная циновка - шым есік.
Юрта является результатом взаимодействия почти всех видов домашнего производства: мастера по дереву создавали различные части каркаса; из овечьей шерсти мастерицы валяли войлок для покрытия деревянного каркаса; без предметов внутреннего убранства нельзя представить себе традиционную казахскую юрту, и в производстве их участвовали мастера по выделке войлочных и тканых предметов.
С конца II в. до н.э. римская республика вступила в период кризиса, который привёл к установлению монархии, единовластия в 27 г. до н.э.
Причинами кризиса и падения римской республики являлись:
1. Разорение римско - италúйского крестьянства и образование латифýндий, сосредоточение крупной поземельной собственности в немногих руках.
Причинами разорения римско - италийских крестьян были:
а) Постоянные войны, которые часто велись в отдалённых районах и надолго отрывали солдат от дома, мешали надлежащему ведению крестьянского хозяйства. При отсутствии кредита крестьяне запутывались в долгах и продавали свои земли богачам.
б) Ввоз в Италию дешёвого хлеба из провинций, что делало занятие земледелием в Италии невыгодным для мелкого собственника. Хлеб, производившийся крестьянством самой Италии, не мог соперничать в дешевизне с привозным.
в) Развитие рабского хозяйства; постепенное обеднение крестьянства сопровождалось образованием латифундий - крупных поместий, в которых широко применялся рабский труд. Хлеб, производившийся рабским трудом в обширных поместьях римских богачей, продавался дешевле, чем мог продать крестьянин. Ввоз рабов из провинций к тому же лишал крестьян заработков в крупных поместьях, нередко притом переходивших от земледелия к скотоводству.
2. Образование столичного лю’мпен - пролетариата.
Италийские крестьяне вынуждены были продавать свои наделы аристократии и удалялись в Рим. Здесь они не находили прочных заработков и превращались в люмпен - пролетариат, не имеющий никакой собственности, но сохранивший права римских граждан. Государство оказалось вынужденным раздавать даром хлеб своим неимущим гражданам, приучая пролетариат к праздной жизни. Не имея собственности, заработка, но, обладая политическими правами, безработный пролетарий - гражданин продавал свой голос в народном собрании при выборах в магистраты.
В народных собраниях всё большую роль стал играть развращённый подкупом, раздачей дарового хлеба, зрелищами, отвыкший от труда столичный пролетариат. Он завидовал богатым, стремился жить за чужой счёт, без личного труда, требуя как чего - то должного хлеба и зрелищ. Пролетариат не был подготовлен к пользованию политическими правами и становился орудием в руках ловких честолюбцев из нобилей - аристократии. Они, пользуясь нелюбовью бедных к богатым, стремились при бедных захватить власть в свои руки.
3. Превращение Рима из города - государства в столицу большого территориального государства. Упадок республиканских учреждений.
К I в. до н.э. Рим превратился из города - государства в столицу большого территориального государства. Результатом Союзнической войны 90 - 88 гг. до н.э. явилось предоставление прав римских граждан всему свободному населению Италии. Число граждан возросло до двух миллионов человек, разбросанных по всей Италии. Участие их всех в собраниях, происходивших в Риме на форуме, сделалось невозможным. В этих собраниях участвовало меньшинство граждан, в основном столичный праздный и продажный пролетариат. Поэтому произошло падение авторитета комиций, которые уже не выражали истинного мнения всего населения государства. Сенат превратился в собрание одной столичной аристократии и также утратил авторитет.
Непосредственная, прямая демократия пережила себя. Непосредственное участие граждан в государственных делах могло только существовать в государствах с небольшими территориями и с незначительным количеством граждан. Едва государство достигало больших размеров, как такая форма правления оказывалась для него непригодной и неосуществимой.
Республиканские учреждения, рассчитанные в эпоху своего возникновения на то, чтобы управлять одним городом, не могли выполнять сложные обязанности управления громадной державой. Кратко магистратур не позволяла проводить необходимые реформы, требующие длительного срока реализации. Для избрания в магистраты специальной подготовки и опытности не требовалось. С несложными задачами управления небольшим полисом магистратам удавалось справляться. Однако превращение Рима в мировую державу значительно усложнило управление, с которым не могла справиться система ежегодно сменяемых магистратур.