большинство населения средневековой Европы. Они играли очень важную роль в обществе: кормили королей, феодалов, священников и монахов, горожан. Их руками создавались богатства отдельных сеньоров и целых государств, которые исчислялись тогда не деньгами, а количеством обрабатываемых земель и собираемым урожаем. Чем больше производили продуктов крестьяне, тем богаче был их хозяин.
Крестьянство, хотя и составляло большинство общества, занимало в нем самую низшую ступень. Средневековые писатели, сравнивая устройство общества с домом, отводили крестьянам роль пола, по которому все ходят, но который составляет основу здания.
Свободные и зависимые крестьяне. Земля в Средние века была собственностью королей, светских феодалов и церкви. Крестьяне земли не имели. У тех, кто был потомком рабов и колонов, ее никогда и не было, а другие свою землю продали или же передали феодалам. Этим они избавлялись от налогов и военной службы. Феодалы сами свои земли не обрабатывали, а отдавали их в пользование крестьянам. За это те должны были нести повинности в пользу феодала, то есть принудительные обязанности в пользу феодала. Главными повинностями были барщина и оброк.
Крестьяне составляли около 90% всего населения средневековой Европы. Общественное положение крестьян, как и представителей других сословий, наследуется: сыну крестьянина также подобает стать крестьянином, как сыну рыцаря - рыцарем или же, скажем, аббатом. Крестьяне занимали неоднозначное положение среди средневековых сословий. С одной стороны, это низшее, третье сословие. Рыцари презирали крестьян, смеялись над невежественными мужиками. Но, с другой стороны, крестьяне - необходимая часть общества. Если в античном Риме к физическому труду относились с презрением, считали его недостойным свободного человека, то в средневековье тот, кто занят физическим трудом, - уважаемый член общества, и его дело весьма похвально. По мнению средневековых мудрецов, каждое сословие необходимо остальным: и если духовенство заботится о душах, рыцарство защищает страну, то крестьяне кормят всех остальных, и в этом их огромная заслуга перед всем обществом. Церковные писатели даже утверждали, что у крестьян больше всего шансов попасть в рай: ведь они, выполняя Божьи заветы, добывают хлеб насущный в поте лица своего. Средневековые философы сравнивали общество с человеческим организмом: душа человека - это молящиеся, руки - это воюющие, а ноги - это работающие. как нельзя себе представить, чтобы ноги ссорились с руками, так и в обществе все сословия должны выполнять свой долг и оказывать друг другу поддержку.
Интересуясь данным вопросом, считаю что спор норманистов и антинорманистов является бессмысленным и неактуальным. существует мнения - что варяги, это нормандские племена, но исходя из недавних летописных находок стало известно, что варягами называли славянские племена, которые варили соль и транспортировали ее в константинополь, отсюда и пошло высказывание "из варяг в греки". рюрик был из племени варяг, данное племя отличалось особой отвагой и военной подготовкой, так как она требовалась для транспортировки грузов и именно варяги, на то время, могли дать отпор хазарам - которые грабили земли. так что мнение норманистов, уже сегодня не имеет доказательств, а основано на теориях и догадках.
Решить этот спор однозначно не представляется возможным вообще. археологии давно известно, что варяги на руси были, и это однозначно. во многих городах при раскопках находят артефакты скандинавского происхождения.это плюс в пользу норманистов.свои доводы приводят и антинорманисты. они , что варяги на руси были, но как наёмники в княжеских дружинах. для варягов русь - гарадарика, страна городов, и служить "конунгам гарадарики" - верный способ разбогатеть.варяги на руси еще и разбойничали на торговых путях, впрочем как и на западе. вероятнее всего варяги способствовали образованию государства. однако ни одни варяги не собрали бы государство из разнообразных славянских племён, при отсутствии предпосылок к этому.если честно я не так то уверенна то ли я вообще написала
большинство населения средневековой Европы. Они играли очень важную роль в обществе: кормили королей, феодалов, священников и монахов, горожан. Их руками создавались богатства отдельных сеньоров и целых государств, которые исчислялись тогда не деньгами, а количеством обрабатываемых земель и собираемым урожаем. Чем больше производили продуктов крестьяне, тем богаче был их хозяин.
Крестьянство, хотя и составляло большинство общества, занимало в нем самую низшую ступень. Средневековые писатели, сравнивая устройство общества с домом, отводили крестьянам роль пола, по которому все ходят, но который составляет основу здания.
Свободные и зависимые крестьяне. Земля в Средние века была собственностью королей, светских феодалов и церкви. Крестьяне земли не имели. У тех, кто был потомком рабов и колонов, ее никогда и не было, а другие свою землю продали или же передали феодалам. Этим они избавлялись от налогов и военной службы. Феодалы сами свои земли не обрабатывали, а отдавали их в пользование крестьянам. За это те должны были нести повинности в пользу феодала, то есть принудительные обязанности в пользу феодала. Главными повинностями были барщина и оброк.