Ещё в конце XVII в. Англия была аграрной страной; четыре пятых ее населения занимались сельским хозяйством. К началу XIX в. она превратилась в крупную промышленную державу, в которой около половины населения было занято в фабричном производстве, транспорте и торговле.
Эти перемены протекали на протяжении XVIII в, сначала незаметно, а с 60-х годов стремительно, в виде скачка, получившего название промышленного переворота. Вслед за Англией промышленная революция произошла и в других странах. Однако в Англии она приняла наиболее яркие, классические формы.
Важнейшей предпосылкой промышленного переворота явилась Английская буржуазная революция середины XVII в., которая устранила препятствия для роста капиталистических отношений и открыла путь мощному развитию производительных сил страны.
Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывался с отношением к ее образованию. Петровская государственность, пронизанная духом учения, государство, царь которого писал: «Аз есмь в чину учимых и учащих меня требую», естественно столкнулись и с вопросами женского образования.
Знание традиционно считалось привилегией мужчин — образование женщины обернулось проблемой ее места в обществе, созданном мужчинами.
Не только государственность, но и общественная жизнь строилась как бы для мужчин: женщина, которая претендовала на серьезное положение в сфере культуры, тем самым присваивала себе часть «мужских ролей». Фактически весь век был отмечен борьбой женщины за то, чтобы, завоевав право на место в культуре, не потерять права быть женщиной.
На первых порах инициатором приобщения женщины к просвещению стало государство.
Еще с начала века, в царствовании Петра I, столь важный в женской жизни вопрос, как замужество, неожиданно связался с образованием. Петр специальным указом предписал неграмотных дворянских девушек, которые не могут подписать хотя бы свою фамилию, — не венчать. Так возникает, хотя пока что и в исключительно своеобразной форме, проблема женского образования.
Мы уже говорили, что не следует думать, будто до Петра женщины в России были неграмотными. Когда при раскопках в Новгороде были извлечены из земли берестяные грамоты — нацарапанные на бересте записочки XII, XIII, XIV веков, — то стало ясно: эти записки (а многие из них писались женщинами или им адресовались) предназначались не для боярыни или монастырской игуменьи. Содержание их бытовое, отражающее повседневную жизнь обычной семьи: крестьянской, купеческой. Нет никаких сомнений, что среди новгородских женщин было немало грамотных.
Однако в начале XVIII века вопрос грамотности был поставлен совершенно по-новому. И очень остро. Необходимость женского образования и характер его стали предметом споров и связались с общим пересмотром типа жизни, типа быта.
Отношение самой женщины к грамоте, книге, образованию было еще очень напряженным. Так, известный мемуарист Андрей Болотов вспоминал о том, как одна невеста отказала ему, потому что он читал много книг и про него поэтому «пустили разговор», что он — колдун. Тогда Болотов принялся искать себе невесту с свахи и выразил желание, чтобы его будущая жена была грамотной. Сваха, расхваливая невесту, ответила: «Вот — и читать, и писать может, а коли мать прикажет, так и книги читает».
В ходе данного семинарского занятия необходимо всесторонне проанализировать развитие политики реформизма в странах Западной Европы и США в конце XIX – начале XX века. Важные изменения, доктринально обосновавшие необходимость проведения системной реформаторской политики, произошли в идейно-политических теориях, в частности в либеральной. Они были связаны с трансформацией представления о роли государства в регулировании социально-экономических отношений. Опираясь на данные исследовательской литературы, в частности работы Л.Е. Кертмана и П.Ю. Рахшмира, студенты должны выяснить для себя основную сущность политики реформизма, причины, породившие её, типологию и специфику различных вариантов реформизма. Говоря о содержании реформистской политики, стоит определить основные направления, в которых осуществлялись реформы.
Основная часть занятия посвящена характеристике конкретной реформистской политике в трёх странах Европы (Великобритания, Италия, Германия), а также в США. На примере каждой из стран студенты должны проследить различия в содержании реформ каждого из типов, выделяемых в рамках реформизма. Говоря о Великобритании, студенты должны понимать, почему реформаторскую деятельность либеральных кабинетов в литературе определяют как классический вариант политики реформизма. В случае с Италией следует обратить внимание не только на успехи, но и на причины неудач политики премьер-министра Джованни Джолитти.
Важно раскрыть не только содержание, но и специфику американского варианта реформизма, представленного политикой двух администраций – республиканца Теодора Рузвельта и демократа Вудро Вильсона. Кроме того, заслуживают внимания события, всячески подготавливавшие наступление «прогрессивной эры»: антимонополистическое движение, развивавшееся в США с конца XIX века, и движение макрейкеров, охватившее американскую публицистику и журналистику в начале ХХ века. Особое внимание следует уделить значению президентской кампании 1912 года, для чего следует обратиться к предвыборным платформам основных кандидатов – Т. Рузвельта и В. Вильсона.
При анализе германского варианта реформизма и его главных особенностей необходимо обратиться к характеристике социально-экономической политике таких рейхсканцлеров как Отто фон Бисмарк и Лео фон Каприви.