Древний Египет. Новый год ознаменовывался ежегодным гелиакальным (первый после некоторого периода невидимости) восходом звезды Сотис (Сириус), когда ее можно было наблюдать на восточном горизонте незадолго до рассвета в середине лета. Календарь начинал свой отсчёт в момент, когда Сириус поднимался на свой Новый год. Событие это припадало на месяц, который называли Упет-Ренпет (период Среднего царства) или Месоре (период Нового царства). Месоре был также известен как "открытие" или " открыватель года". Новогодняя ночь (Msy или Msyt) отмечалась 30 числа месяца.
Древняя Греция. Термин "афинский календарь (также называемый “Аттический календарь”) является несколько неправильным, так как древние афиняне, как и древние греки в целом, никогда не использовали только один метод для подсчета времени. Особенно начиная с III в. до н. э., могли использовать любой из пяти отдельных “календарей": олимпиадным, сезонным, гражданским, соборным и, наконец, метонским – в зависимости от того, какое событие или тип события они хотели зафиксировать. Кроме того, часто календари создавали для конкретных целей, либо перенимали их у других.
Все греческие календари, однако, использовали лунные циклы и/или солнечные события (обычно солнцестояния и равноденствия, но также и определенные звезды или созвездия) для прикрепления дат.
В целом считается, что началом года древние греки считали 22 июня – самый длинный день в году. 21-22 июня считались особенными днями и воспринималися как значимые астрономическое событие, которые происходили в Солнечной системе. Однако, говорить об общем термине «греческий календарь» не совсем правомерно, так как каждая область имела свои собственные определения, и все они начинались в разные даты: в Дельфах начало года было ознаменовано первым Новолунием после летнего солнцестояния; в Беотии и Делосе – после зимнего солнцестояния; на Хиоск новый год начинался с весеннего равноденствия; в то время как в Спарте, Милете, на Родосе и на Крите – с осеннего равноденствия.
Древний Рим. Ранний римский календарь имел всего десять месяцев, начиная с марта. Римский Новый год отмечался фестивалем Марса (Feriae Marti), и весь месяц был назван в его честь. На самом деле, Менсис Марций (“месяц Марс”) был единственным из всех месяцев в римском календаре, однозначно названным в честь определенного божества. Древние римляне связывали пришествие нового года именно с началом полевых работ. Два ритуала, в частности, указывают на то, что календы марта были началом года: это был день, когда вестальские девы возжигали вновь огонь в храме Весты, и это был также день, когда свежие лавры приносились для украшения Регия. Март был, естественно, месяцем, когда римляне начинали заново деятельность, как в сельском хозяйстве, так и в войне, две деятельности, которые были тесно связаны с Марсом и которые соответствовали представлению о начале весны как начале года.
Наше время. Григорианский календарь, также известный как Западный или христианский календарь, является наиболее широко используемым календарем в современном мире. Его предшественник, юлианский календарь, был заменен, потому что он неправильно отражал фактическое время, которое требуется земле, чтобы облететь один раз вокруг Солнца. Большинство западноевропейских стран изменили начало года на 1 января, прежде чем они приняли григорианский календарь. В 45 году до н. э. 1 января впервые в истории было принято как день, когда отмечается Новый год по юлианскому календарю. Вскоре после того, как Юлий Цезарь стал римским диктатором, он решил, что традиционный римский календарь нуждается в реформировании. Когда христианство стало официальной религией Римской империи в IV в., некоторые императоры продолжали проводить буйные новогодние праздники. Отчасти, чтобы противостоять этой деятельности, Церковь установила 1 января святой день, праздник обрезания Христа. Но нынешнее празднование Нового года 1 января – событие гражданское, а не астрономическое. Дата Нового года не фиксирована каким-либо природным или сезонным маркером.
К IX в. на обширной территории Вос-Киевской руси точной Европы образовалось восточнославянское Древнерусское государство с центром в Киеве. Северо-западная часть современной Воронежской области в бассейне Верхнего и Среднего Дона оказалась его далекой юго-восточной окраиной. Много неразгаданного еще таит в себе древнерусская история. Немало загадок и в истории Воронежского края периода Киевской Руси. Например, ученые высказывают разные мнения о том, когда восточные славяне поселились на территории края.Одни исследователи считают, что славянские поселения существовали здесь уже в III - IV вв., другие - в VI - VII вв., третьи - в VIII - X вв., четвертые - не ранее чем с IX в. Сомневаются пока ученые и в том, к какому из восточнославянских племенных союзов относить славянских жителей Придонья. Большинство ученых полагают, что здесь жили вятичи. Но в литературе есть и другие мнения, согласно которым тут жили северяне, радимичи, а возможно, самобытная группа донских славян.Есть и точно установленные факты. Хорошо известно, что в IX - X вв. восточные славяне заселяли не только берега Дона, но жили также на берегах Воронежа и других донских притоков. По р. Воронеж славянские поселения тянулись почти непрерывной цепью от с. Чертовицкого Рамонского района до с. Шилова Хохольского района; по Дону - от г. Семилуки до хутора Титчиха Лискинского района. Найденные на городищах вещественные памятники рассказывают о том, как протекала жизнь славян на юго-восточной окраине Руси.Главными противниками восточных славян в IX-X вв. были кочевники-печенеги. Для защиты от печенежских набегов строил крепости на Днепре киевский князь Владимир Святославич. С этой же целью укрепляли свои поселки славяне на Дону. Степи, в которых кочевали печенеги, начинались почти сразу за их поселениями и тянулись далеко к югу, юго-востоку и юго-западу. Одной из опорных славянских крепостей на Дону была крепость, расположенная в 600 м севернее хут. Титчиха. Ее жителям, вероятно, приходилось не раз отбивать нападения кочевников и выдерживать их осаду. Свое поселение они укрепили системой высоких валов и глубоких рвов, деревянным частоколом.Хозяйственная деятельность славян на Дону мало чем отличалась от занятий славян других районов Руси. Землю пахали плугом или ралом с железным наконечником, бороновали деревянной бороной, урожай собирали серпами и косами. Все эти орудия труда или их части нашли археологи на Титчихинском и других городищах Придонья. Для хранения зерна славяне обычно использовали специальные зерновые ямы. Хранить зерно здесь было удобно, ибо оно не прорастало и не гнило. Среди домашних животных у восточных славян Придонья преобладали крупный рогатый скот и свиньи.Природные условия леса и степи, характерные для нашего края, благоприятствовали занятиям охотой. На охоту восточные славяне Придонья выходили обычно со стрелами. Железные и костяные наконечники для стрел во множестве сохранились на славянских городищах. О распространении рыболовства свидетельствуют остатки костей и чешуи рыб, находки рыболовных снастей и орудий для плетения сетей. Ученым удалось установить, что в Дону и его притоках в то время водились щуки, сомы, судаки, лещи, караси, лини, окуни, стерлядь и севрюга.Среди славян, живших в нашем крае в IX - X вв., было немало умелых мастеров - гончаров, ювелиров, металлургов и плотников. Были среди них и торговцы: на городищах славян Придонья археологи находят предметы, изготовленные в Средней Азии, Хазарии, Северном Причерноморье, северных районах Киевской Руси.Что касается общественного строя у восточных славян Придонья в IX - XI вв., то здесь, как и всюду в Древнерусском государстве, в это время складывались раннефеодальные отношения. Сельская община становилась основной организацией славянского общества. Она объединяла людей не по родству, а по территориально-хозяйственному принципу. Значительную роль в жизни территориальной общины начинала играть частная собственность на землю, орудия труда, бытовой инвентарь и продукты потребления. Развитие частной собственности приводило к экономическому неравенству. это про Воронеж
Древний Египет. Новый год ознаменовывался ежегодным гелиакальным (первый после некоторого периода невидимости) восходом звезды Сотис (Сириус), когда ее можно было наблюдать на восточном горизонте незадолго до рассвета в середине лета. Календарь начинал свой отсчёт в момент, когда Сириус поднимался на свой Новый год. Событие это припадало на месяц, который называли Упет-Ренпет (период Среднего царства) или Месоре (период Нового царства). Месоре был также известен как "открытие" или " открыватель года". Новогодняя ночь (Msy или Msyt) отмечалась 30 числа месяца.
Древняя Греция. Термин "афинский календарь (также называемый “Аттический календарь”) является несколько неправильным, так как древние афиняне, как и древние греки в целом, никогда не использовали только один метод для подсчета времени. Особенно начиная с III в. до н. э., могли использовать любой из пяти отдельных “календарей": олимпиадным, сезонным, гражданским, соборным и, наконец, метонским – в зависимости от того, какое событие или тип события они хотели зафиксировать. Кроме того, часто календари создавали для конкретных целей, либо перенимали их у других.
Все греческие календари, однако, использовали лунные циклы и/или солнечные события (обычно солнцестояния и равноденствия, но также и определенные звезды или созвездия) для прикрепления дат.
В целом считается, что началом года древние греки считали 22 июня – самый длинный день в году. 21-22 июня считались особенными днями и воспринималися как значимые астрономическое событие, которые происходили в Солнечной системе. Однако, говорить об общем термине «греческий календарь» не совсем правомерно, так как каждая область имела свои собственные определения, и все они начинались в разные даты: в Дельфах начало года было ознаменовано первым Новолунием после летнего солнцестояния; в Беотии и Делосе – после зимнего солнцестояния; на Хиоск новый год начинался с весеннего равноденствия; в то время как в Спарте, Милете, на Родосе и на Крите – с осеннего равноденствия.
Древний Рим. Ранний римский календарь имел всего десять месяцев, начиная с марта. Римский Новый год отмечался фестивалем Марса (Feriae Marti), и весь месяц был назван в его честь. На самом деле, Менсис Марций (“месяц Марс”) был единственным из всех месяцев в римском календаре, однозначно названным в честь определенного божества. Древние римляне связывали пришествие нового года именно с началом полевых работ. Два ритуала, в частности, указывают на то, что календы марта были началом года: это был день, когда вестальские девы возжигали вновь огонь в храме Весты, и это был также день, когда свежие лавры приносились для украшения Регия. Март был, естественно, месяцем, когда римляне начинали заново деятельность, как в сельском хозяйстве, так и в войне, две деятельности, которые были тесно связаны с Марсом и которые соответствовали представлению о начале весны как начале года.
Наше время. Григорианский календарь, также известный как Западный или христианский календарь, является наиболее широко используемым календарем в современном мире. Его предшественник, юлианский календарь, был заменен, потому что он неправильно отражал фактическое время, которое требуется земле, чтобы облететь один раз вокруг Солнца. Большинство западноевропейских стран изменили начало года на 1 января, прежде чем они приняли григорианский календарь. В 45 году до н. э. 1 января впервые в истории было принято как день, когда отмечается Новый год по юлианскому календарю. Вскоре после того, как Юлий Цезарь стал римским диктатором, он решил, что традиционный римский календарь нуждается в реформировании. Когда христианство стало официальной религией Римской империи в IV в., некоторые императоры продолжали проводить буйные новогодние праздники. Отчасти, чтобы противостоять этой деятельности, Церковь установила 1 января святой день, праздник обрезания Христа. Но нынешнее празднование Нового года 1 января – событие гражданское, а не астрономическое. Дата Нового года не фиксирована каким-либо природным или сезонным маркером.