Первые очаги цивилизации городского типа в древнем китае начали возникать во ii тысячелетии до н.э. на обширной территории между реками янцзы и хуанхэ. здесь издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части современного китая. древнекитайская земледельческая цивилизав связи с усложнением функций в чжоусском китае формируется еще одно привилегированное сословие — чиновничество, существующее за счет рентыналога, получаемой в форме «кормления» с определенных общин, территорий. несмотря на качественные изменения жизни, процесс образования классов в древнем китае шел медленно. основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зрения. в нее входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства, арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники. эксплуататорский социальный слой также был неоднороден. он состоял из титулованной знати, ранжированного чиновничества и незнатных крупных землевладельцев и купцов. различия между вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в праве. «благородные» противопоставлялись законом и традицией как «подлым» (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и «простонародью» (свободному крестьянству, ремесленникам).ция развивалась на самостоятельной этнической основе, почти не соприкасаясь с другими . она пережила многочисленные военные нашествия, однако ее цивилизационные компоненты — политико-территориальная замкнутость и закрытость, традиционное преобладание сельскохозяйственного сектора в — остались неизменными. государственности китая, или, как с давних времен назвали ее сами китайцы, чжунго — поднебесной империи, ведет свое начало со ii тысячелетия до н.э. можно выделить четыре периода в развитии страны, каждый из которых связан с правлением определенной династии: период шан (инь) (xviii—xii вв. до н. период чжоу (xii—iii вв. до н. периоды цинь и хань (iii в. до н.э. — iii в. н.
Втечение долгого времени проблема «восток—запад» рассматривалась преимущественно с позиций европоцентризма. различие между восточной и западной культурами усматривалось в том, что восток просто отстал в своем культурном развитии от запада. в настоящее время стало ясно, что развитие культуры в различных регионах идет разными путями. с этой точки зрения восток и запад — это не расположенные одна над другой ступеньки культурного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, но по-разному. сравнению культур запада и востока посвящена обширная . эти отличия выделяются по нескольким основаниям: , политическим, отношениям человека и социальной группы, стилю мышления. традиционные цивилизации отличаются отсутствием прогресса, неизменностью социально- уклада. новаторство в данных цивилизациях играет подчиненную роль, что обеспечивает стабильность существования социума. традиционному типу отношений лишает общество изменений, которые могут к нестабильности существования цивилизации, ее гибели.
3.орда 1.это [1] (исп. и порт. Reconquista —отвоевывание) — длительный процесс отвоевания пиренейскими христианами —в основном испанцами, каталонцами и португальцами — земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами.
Реконкиста началась сразу же после завоевания большей части Пиренейского полуострова арабами в первой половине 8 века и шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли пиренейских христианских властителей бороться друг против друга и со своими мятежными вассалами и заключать временные союзы с исламскими властителями.