Она стала одним из центральных документов в истории коллективизации — массового создания коллективных хозяйств (колхозов) в конце 1920-х — начале 1930-х годов, сопровождавшегося ликвидацией единоличных хозяйств.
Курс на коллективизацию был провозглашен XV съездом ВКП(б) в декабре 1927 года, но широкомасштабная кампания развернулась в 1929 году как составная часть Первой пятилетки. Увеличение темпов промышленного развития требовало повышения темпов коллективизации.
7 ноября 1929 года Сталин выступил со статьей "Год великого перелома", в которой призвал к ускорению темпов коллективизации. Были приняты планы сплошной коллективизации в основных зерновых районах страны. Коллективизация проводилась форсированными темпами с широким использованием насильственных методов, репрессий по отношению к крестьянству, таких, как раскулачивание.
Наступление на крестьянство вызывало сопротивление, выливавшееся в волнения и террористические акты. В 1930 году произошло более 1,3 тысячи волнений, в которых приняли участие сотни тысяч крестьян. Несмотря на то, что волнения быстро и жестоко подавлялись, недовольство и саботаж работы в колхозах нарастали. На заседании Политбюро 28 февраля 1930 года Иосифу Сталину было поручено выступить со статьей, направленной против перегибов в ходе коллективизации. 2 марта статья Сталина "Головокружение от успехов" вышла на страницах газеты "Правда".
В начале статьи Сталин писал об успехах коллективизации. По его данным, на 20 февраля 1930 года коллективизировано 50% крестьянских хозяйств по СССР, что означало перевыполнение пятилетнего плана более чем вдвое. По мнению Сталина, "коренной поворот деревни к социализму можно считать уже обеспеченным", но теперь настало время "закрепить успехи"
Объяснение:
Одной из причин конца мироощущения Средних веков был разрыв между наукой и верой, они уже не понимались как нечто взаимообусловленное, стали возникать кажущиеся противоречия. Так, уже в XVII веке в научной среде появляются люди, открыто заявляющие о своем атеистическом мировоззрении. Мы начали свой обзор как раз с этого времени, когда мыслящий человек так или иначе должен был сделать выбор между мировоззрением позитивистским, светским или религиозным. То есть религиозное мировоззрение перестало быть чем-то само собой разумеющимся. Нам могут возразить, что в то время было сильно влияние Церкви и ученые вынуждены были хотя бы формально заявлять себя верующими, чтобы не подвергнуться санкциям и не потерять свои должности. Но уже британский ученый Роберт Бойль (1627–1691) учреждает лекции, призванные защитить христианскую веру от «печально известных неверных, а именно атеистов, деистов, язычников, иудеев и мусульман». Из этого мы заключаем, что в то время были люди, известные своим нерелигиозным мировоззрением, а значит, перед любым ученым был выбор. Или если рассмотреть общество кардинала Ришельё, Блеза Паскаля и Рене Декарта — Францию того же XVII века, про эту страну также известно, что среди дворянства были распространены атеистические взгляды. Известно, что Паскаль пытался оспорить эти взгляды, написав свои знаменитые «Мысли о религии и других предметах».