Главная причина создания ополчений-отсутствие регулярной армии противостоять интервенции Польши и Литвы.
Разложение центрального аппарата власти, подпавшего с конца сентября 1610 г. под полный контроль польских ставленников активизации местного земского и губного управления, игравшего все более важную роль в организации военного отпора интервентам.В специфических условиях Смутного времени земское освободительное движение приобретало различные организационные формы на землях, занятых крупными соединениями польско-литовских войск и в тех городах и уездах, власти и население которых выступали против пропольской политики московского правительства.В рязанских и замосковных городах началось формирование местных ратных сил, призванных освободить от поляков столицу Русского государства. Высшая форма проявления освободительного народного движения в Смутное время - земское ополчение. Осознание значительной частью населения страны необходимости ведения жестокой, бескомпромиссной борьбы с польской угрозой вылилось в мобилизацию имеющихся наличных средств и сил для отпора агрессии. Важнейшим условием успешной борьбы с интервенцией являлось объединение земских сил, координация действий местных ополчений и отрядов, централизованное снабжение их необходимым довольствием и припасами, что требовало создания государственного аппарата политического и хозяйственного управления страной взять на себя функции центрального правительства. Уже тогда это сознавали многие воеводы и атаманы, служилые люди и казаки.
Очки — вещь настолько повсеместная и привычная, что воздавать должное величию этого изобретения как-то даже и не приходит в голову.
А между тем, еще 800 лет назад очки были неизвестны, а 1000 лет назад никаких средств коррекции испорченного зрения не существовало вовсе.
Само слово «очки» впервые встречается в письме итальянского ученого-энциклопедиста Джиованни Баттиста делла Порта , датированном 27 июня 1586 года, в котором он сообщает об одной из величайших научных тайн - изготовлении oculare (от лат.oculus- глаз). Но история очков гораздо древнее.
О природе и свойствах отражения света в глазу человека известны высказывания, относящиеся еще к III тыс.д.н.э. Оптические линзы из горного хрусталя археологи находили на раскопках Трои, Крита, в Сирийской пустыне, под месопотамскими холмами. В Китае и Индии, кроме хрусталя, в качестве линз использовали также прозрачные или дымчатые кварцы, аметисты и топазы.
Зрение они не корректировали, выполняя, скорее, роль лупы или защитного стекла при наблюдении астрономических явлений.
Об использовании «кристаллов для глаз» писали древнегреческие философы. Древнеримский историк Плиний Старший, погибший во время извержения Везувия, рассказывал, что «император Нерон смотрел гладиаторские бои через смарагд», т.е. линзу из изумруда.
Множество сведений о существовании увеличивающих линз, которые можно использовать для чтения, встречается в арабских трактатах X-XI вв.
В X веке арабский ученый Ибн аль-Хайсам (Альгазен) в своей работе по оптике высказывает мысль: «Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы». Хотя это- лишь констатация явления.
Города: Отрар, Тараз, Сайрам (Испиджаб), Туркестан (Яссы), Суяб, Баласагун и другие, были не только торговыми центрами, но также и центрами науки и культуры. Тараз в древности называли городом купцов. Узкие улочки, точно ручьи, стекались к центру – многоголосому базару.