В состав скифского племенного союза входили земледельческие и кочевые племена. Степная территория южной Украины и Крыма была занята скифами-кочевниками. В их среде выделялась наиболее мощная группа, которую Геродот называет «царскими скифами». По словам Геродота, они считали всех остальных скифов своими рабами. Таким образом, в скифском племенном союзе наблюдалось подчинение одних племен другими. Кочевые племена взимали дань с покоренных земледельцев. В нижнем Приднепровье жили скифы-земледельцы. По-видимому, это было также ираноязычное племя, этнически родственное скифам-кочевникам. Геродот упоминает еще о племени скифов-пахарей, которые сеют хлеб не для себя, а на продажу. Они жили выше по течению Днепра, занимая лесостепные районы Скифии. Возможно, что они отличались по этнической принадлежности и языку от основной массы собственно скифских племен, хотя входили в скифский племенной союз и восприняли многие черты скифской культуры.
Как свидетельства Геродота, так и археологические данные позволяют сделать вывод, что в VII—V вв. скифы переживали период разложения первобытнообщинного строя. Они не знали ни разделения на антагонистические классы ни государства, но у них, в особенности у кочевников-скотоводов, наблюдается уже далеко зашедшее имущественное неравенство, о котором с большой наглядностью свидетельствуют погребения. Подобно своим предшественникам-киммерийцам, скифы неоднократно совершали военные походы в страны древнего Востока. Скифы были участниками разгрома Ассирийской державы. Известны военные столкновения скифов с государством Урарту. Работы советских археологов показывают, что в начале VI в. скифы разрушили урартский административный центр Тейшебаини (холм Кармир-Блур в Армении).
На рубеже 40-х и 50-х годов xvi века в области внешней политики в отношении стран востока, и в отношении казанского ханства в частности, происходит существенный перелом. возникает идея проведения активной завоевательной политики к востоку и югу от среднего течения волги о присоединении к московии пространств от волги до урала и от казани до каспийского моря включительно".собственно, идея геополитической целостности поволжья стала актуальной для россии тогда, когда в период турецкого протектората над казанским ханством стала ясной невозможность соблюдения (в первую очередь) и политических интересов крепнущей россии уже опробованным способом - закреплением ханской власти в казани за московским ставленником. собственный потенциал и политика казанского ханства не имели характера смертельной угрозы для московского государства, но в соединении с силами крымского ханства, за спиной которого стояла османская империя, близкое соседство казанского ханства таило постоянную угрозу существованию и целостности россии. парадоксально, но именно переориентация казани на стратегический союз с крымским ханством и турцией предопределила недолговечность казанского ханства. "царские походы" на казань берут начало осенью 1547 года. следует отметить, что здесь существует разногласие в датах: в.в.похлебкин в указанной выше книге относит 1-й поход к декабрю 1548 - февралю 1549 года, другие доступные мне источники называют зиму 1547-1548 годов - этой даты мы и будем придерживаться. то, что полки возглавил сам молодой государь иван iv васильевич, в январе 1547 г. венчавшийся на царство, подчеркивает первостепенность "восточной политики" россии и значимость проблемы казанского ханства. прим. шишкина
причины восстания: 1) усиление крепостного права; 2) усиление национального гнета в окраинах (поволжье, урал, приуралье) ; 3) сокращение льгот и привилегий казаков правительством; 4) желание грабить (восстание началось с каспийского похода, который являлся грабежом) ; 5) противоречие между усилением государственного регулирования всех сфер жизни общества и казацкой вольницей он рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему.он призывает бороться против бояр,и богатых людей.против власти царя.
Скифы Северного Причерноморья
В состав скифского племенного союза входили земледельческие и кочевые племена. Степная территория южной Украины и Крыма была занята скифами-кочевниками. В их среде выделялась наиболее мощная группа, которую Геродот называет «царскими скифами». По словам Геродота, они считали всех остальных скифов своими рабами. Таким образом, в скифском племенном союзе наблюдалось подчинение одних племен другими. Кочевые племена взимали дань с покоренных земледельцев. В нижнем Приднепровье жили скифы-земледельцы. По-видимому, это было также ираноязычное племя, этнически родственное скифам-кочевникам. Геродот упоминает еще о племени скифов-пахарей, которые сеют хлеб не для себя, а на продажу. Они жили выше по течению Днепра, занимая лесостепные районы Скифии. Возможно, что они отличались по этнической принадлежности и языку от основной массы собственно скифских племен, хотя входили в скифский племенной союз и восприняли многие черты скифской культуры.
Как свидетельства Геродота, так и археологические данные позволяют сделать вывод, что в VII—V вв. скифы переживали период разложения первобытнообщинного строя. Они не знали ни разделения на антагонистические классы ни государства, но у них, в особенности у кочевников-скотоводов, наблюдается уже далеко зашедшее имущественное неравенство, о котором с большой наглядностью свидетельствуют погребения. Подобно своим предшественникам-киммерийцам, скифы неоднократно совершали военные походы в страны древнего Востока. Скифы были участниками разгрома Ассирийской державы. Известны военные столкновения скифов с государством Урарту. Работы советских археологов показывают, что в начале VI в. скифы разрушили урартский административный центр Тейшебаини (холм Кармир-Блур в Армении).