Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, близкой к диктатуре, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха. Политический режим абсолютной монархии связан с установлением контроля над всеми сферами жизни общества; при этом понятие «абсолютной» («неограниченной») монархии условно, поскольку возможности монарха ограничены размером и качеством бюрократического аппарата, амбициями церкви и талантом.
В узком, строго научном смысле понятие «абсолютная монархия» совпадает с понятием абсолютизма и означает государственный строй в странах Западной Европы на позднем этапе.
Абсолютизм, который пришёл на смену сословной монархии, был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII веков господствующей государственной формой, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, систематически осуществлявшем своё знаменитое «L’Etat c’est moi» (государство — это я). Как исторический термин абсолютизм сменил понятие «старый порядок» (Ancien regime) в середине XIX века.
Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось "общество привилегий". В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой — дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев). В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма ряд экономических, социальных и культурных процессов.
Так, усиление государственной власти связывают с частыми войнами (в связи с чем возникла потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией).
Мы помним, что после смерти Сталина в 1954 г. развернулась политическая борьба, в результате которой был осужден и расстрелян Берия, Маленков потерял свой пост в правительстве, а к концу 1955 г. у власти достаточно прочно утвердился Хрущев. Это не было единовластием, как при Сталине, но авторитет Хрущева среди чиновников был очень высоким. Н.С. Хрущев был противоречивой фигурой, в этом человеке соединились прямо противоположные поступки и решения.
Одним из таких резких решений был ХХ съезд партии и его выступление на нем. Вспомним, что уже с 1954–1955 гг. шла ликвидация ГУЛАГа, амнистия политических заключенных, реабилитация невинно репрессированных в 1930–1940 гг., но каких-либо публичных объяснений этим процессам пока еще не было. И вот в феврале 1956 г. в Москве собирается ХХ съезд партии, на котором говорили о развитии социальной сферы, о мирном сосуществовании во внешней политике вместо холодной войны.