Відповідь:
Португалия и Испания первыми среди европейских стран предприняли поиски морских путей в Африку и в Индию. В поисках были заинтересованы аристократы, купцы, духовенство и королевская власть этих стран. С окончанием реконкисты (в Португалии она окончилась в середине XIII в., а в Испании — в конце XV в.) масса мелкопоместных дворян — идальго, для которых война с маврами была единственным занятием, — осталась без дела. Эти дворяне презирали все виды деятельности, кроме войны, и, когда вследствие развития товарно-денежного хозяйства увеличилась их нужда в деньгах, многие из них очень скоро оказались в долгу у городских ростовщиков. Поэтому идея разбогатеть в Африке или в восточных странах представлялась этим рыцарям реконкисты, оставшимся без дела и без денег, особенно увлекательной.
Умение воевать, приобретённое ими в войнах с маврами, любовь к приключениям, жажда военной добычи и славы вполне годились для нового трудного и опасного дела — открытия и завоевания неизвестных торговых путей, стран и земель. Именно из среды небогатых португальских и испанских дворян вышли в XV — XVI в.в. смелые мореплаватели, жестокие завоеватели-конкистадоры, уничтожившие государства ацтеков и инков, алчные колониальные чиновники.
Богатые горожане Испании охотно давали деньги на морские экспедиции, которые сулили им обладание важнейшими торговыми путями, быстрое обогащение и главенствующее положение в европейской торговле. Католическое духовенство освящало религиозным знаменем кровавые дела конкистадоров, так как благодаря последним оно приобретало новую паству за счёт новообращённых в католичество племён и народов и увеличивало свои земельные владения и доходы.
Пояснення:
Китай и Индия: два гиганта, но не лидера
Перед Китаем и Индией открываются и большие экономические возможности, и серьезные опасности. Перспективы роста двух азиатских гигантов рассмотрел Л. Гринин в своем докладе, представленном на XIV Апрельской международной конференции ВШЭ.
В ближайшие десятилетия Китай и Индия будут в числе ведущих экономик мира по объему ВВП, но не всегда — по темпам роста. Китай замедлит развитие, в том числе и из-за старения населения и дефицита рабочей силы. У Индии окажется больше ресурсов для сохранения высоких темпов развития, однако и она будет вынуждена уступить ряду быстроразвивающихся стран, прогнозирует ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Леонид Гринин в своей работе «Китайская и индийская модели экономического развития и перспективы мирового лидерства».
Три кита Китая: инвестиции, экспорт, конкуренция провинций
Роль развивающихся стран в мире будет возрастать, а роль развитых западных стран — сокращаться, убежден исследователь. Среди преимуществ Китая в этой гонке Гринин называет ориентацию его экономики на экспорт, дешевую рабочую силу, значительные иностранные вложения и высокую долю инвестиций в ВВП. Благодаря огромной роли государства на накопление идет сверхвысокая доля ВВП. Этот фактор, наряду с дешевой социальной политикой и дешевой экологией, также Китаю поддерживать высокие темпы роста.
В Китае, подчеркивает Леонид Гринин, возникла уникальная система движущих сил развития: в отличие от развитых стран главную роль играют здесь иностранный бизнес, местные власти и госкорпорации.