Свой старый доклад отрыла) пользуйся) если борис и глебсвятые мученики борис и глеб - сыновья святого равноапостольного великого князя владимира.в 1015 году перед своей кончиной святой владимир дал благоверному князю борису много воинов и послал его против печенегов. на возвратном пути к благоверному князю прибыл посланник с вестью о смерти отца.после кончины великого князя владимира старший брат блаженных бориса и глеба по имени святополк, воссел на отеческий великокняжий стол в киеве. чтобы удержать захваченную им власть, святополк тайно повелел людям своим идти на встречу князю борису и убить его.блаженный борис, который, как свидетельствует летопись, был правдив, щедр и тих, кроток и смирен, всех миловал и всем , на возвратном пути встал на реке альте. здесь к нему приступили воеводы великого князя владимира, которые, желая видеть благоверного бориса великим князем, стали требовать: "иди и сядь на княжеский стол отца своего, ибо все воины находятся у тебя". он же со смирением отвечал им: "не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца".святой мученик борис, уповая на волю божью, строго ходил по заповедям господа нашего иисуса христа. блаженный князь, располагая превосходящими силами, не захотел вступать в единоборство с братом. смуте и раздорам в великокняжеской семье предпочел святой борис мученическую смерть..в горячей молитве прошло несколько часов. услышав сильный топот около шатра, блаженный князь борис, предчувствуя свою гибель, затрепетал, залился слезами и сказал: "слава тебе, господи, что в свете сем сподобил меня принять горькую смерть из-за зависти и пострадать за любовь и слово твое. в твоих руках, владыко, душа моя, не забыл я заповеди твоей. что господу угодно, пусть так и будет". посланные убийцы ворвались в шатер благоверного князя. без милости было пронзено честное тело святого блаженного страстотерпца христова.тело святого мученика бориса принесли в вышгород и погребли у церкви святого василия.окаянный святополк не остановился на этом убийстве. он послал сказать юному князю глебу: "иди скорей, отец болен и зовет тебя". глеб тотчас сел на коня и с малой дружиной помчался на зов. прибыв к смоленску, остановился блаженный князь невдалеке на реке смядыне.в тот момент, когда святой глеб плыл в лодке, внезапно подплыли посланные святополком. лодки поравнялись, злодеи схватили лодку князя за уключины и подтянули к себе. как свирепые звери, напали они на святого. и принеслась господу жертва чистая, святая и благовонная, и взошел глеб в небесные обители к богу. и узрел святой желанного старшего брата бориса, и оба они получили венцы небесные, которых так желали. и возрадовались радостью неизреченною, которую достигли братолюбием своим.когда святой глеб был убит, тело его бросили в пустынном месте. но господь не оставил его пребывать в неведении и небрежении, но показывал сие место то свечей горящей, то прохожие купцы, охотники и пастухи слышали пение ангельское. спустя несколько лет, отыскали тело благоверного князя глеба там, где совершались видения. с почтением, со свечами многими и кадилами перенесли его в лодку и отвезли в вышгород, где лежало тело преблаженного бориса. дивно и чудно и памяти достойно, что тело святого столько лет оставалось невредимым, не тронутое плотоядными зверями, и не только не почернело, как это бывает с трупами, но было светло, прекрасно, цело и благовонно. так бог сохранил останки своего страдальца.многие не знали, что в вышгороде почивают святые мученики и страстотерпцы христовы, но господь не допустил, чтобы такое сокровище таилось в земле, и обнаружил его для всех. на месте, где они лежали, иногда виделся огненный столп, иногда же доносилось ангельское пение. слыша и видя сие, люди славили бога и приходили поклоняться со страхом на месте том. много приходило и от иных стран. однажды к тому месту, где лежали святые, пришли варяги. один из них неосторожно вступил на могилу; тотчас же огонь вышел из гроба и опалил ноги варяга. с тех пор люди не осмеливались подходить близко, но со страхом поклонялись святым мученикам.в это же время жил некий слепец. приходил он к церкви св. георгия и молился святому, прося прозрения. однажды ночью явился ему святой великомученик георгий и сказал: "что ты взываешь ко мне! если ты хочешь прозреть, то иди к святым борису и глебу, они, если пожелают, даруют тебе зрение, о котором ты просишь. ибо им дана благодать от бога в стране российской прощать и исцелять всякие муки и недуги".в течение многих веков люди крепко верили в предстательство святых мучеников бориса и глеба, и вера их не посрамлялась.скорые святые мученики борис и глеб были на протяжение девяти веков и остаются в наше время самыми почитаемыми и любимыми святыми.
Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. В научной литературе термин «А. к.» употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и в применении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие «А. к.» иногда отождествляют с понятием «мусульманская культура» (т. е. культура мусульманских народов).
Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Основанная арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование Арабская культура представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). В 9—10 вв. Арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Важным фактором расцвета Арабской культуры было то, что развитие науки и литературы составляло достояние всех народов Халифата.
Центром развития естественных наук в Халифате первоначально была территория Сирии и частично Юго-Зап. Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабский язык и комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной литературы, во многих случаях были единственными источниками, по которым Зап. Европа могла познакомиться с античной наукой. 9—11 вв. — период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли.
Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география, велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов (Мшатта,Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср аль-Хейр аш-Шарки, Хирбет аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.
В Самарре (столице Халифата в 836—892), вытянувшейся вдоль р. Тигр, преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных из кирпича огромных дворцов и домов знати, имевших прямоугольные дворы и сводчатые приёмные залы, стены которых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью. Мечети Самарры имели зиккуратообразные минареты.
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство. В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, — это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. Получил развитие также эпиграфический орнамент — каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор.
Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества. Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры — Ракка, Самарра); расписанные золотистым, разных оттенков люстром.