Астраханские ханы обладали определенными книжными собраниями. Этому связи с соседними мусульманскими регионами. В ханстве были широко известны классические произведения мусульман, татарские сочинения касательно истории Астрахани. С приходом ислама из региона не исчезли языческие пережитки.
Путешественники в 16-18 веках описывают посвящение (назр) детей местным святым. Посвященные дети носили кольца с рубинами и бирюзой в ухе, а девочки – кольца в правой ноздре. В Таджи-Тархане и окрестностях располагалось много мусульманских святынь – мавзолеи, кладбища. Христианство существовало в Ханстве еще с 13-14 века. В 1261 году была основана Сарайская православная епископия, в 1315 г. – католическая.
Жители ханства вели полукочевой образ жизни, не ели хлеба. В Ханстве была своя историографическая традиция. Описывали события золотоордынской истории, существовала устная традиция истории самой Астрахани. При дворе астраханских ханов находились бакии (писцы), которые заведовали делопроизводственной перепиской, а также переписыванием книг.
В Ханстве были известны произведения арабской и персидской литературы, а также труды по точным наукам – географии и математике. Здесь хорошо была развита астрономия и геодезия. В Хаджи-Тархане работали искусные строители, ремесленники, кузнецы, ювелиры.
Объяснение:
В эти годы резко ухудшилось положение трудящихся в городах, рабочих на промышленных предприятиях. Разного рода предприниматели, пользуясь бедственным положением рабочих, усиливали эксплуатацию, систематически снижали заработную плату, поднимали цены на товары первой необходимости. Летом 1915 г. в ответ на это забастовали рабочие Экибастузских и Карагандинских угольных копей медеплавильного завода. Рабочие выступали против низкой заработной платы и тяжелых условий труда. Через год рабочее движение охватило Риддерские полиметаллические медные рудники, нефтепромыслы Жема (Эмбы), Экибас-тузские, Байконурские угольные копи, Оренбургско-Ташкентскую железную дорогу и др.
В условиях роста массовых волнений на политическую сцену вышли объединенные целью свержения монархии левые партии: социал-демократы, эсеры, анархисты. В феврале 1917 г. Николай II отрекся от престола и власть перешла к т. н. Временному правительству. Временное правительство было коалиционным, т. е. состоящим из представителей различных партий. Новое правительство объявило о свободе слова, разрешило демонстрации. Многие политические заключенные, в том числе большевики и члены других партий, смогли выйти на свободу из тюрем и покинуть места ссылки.