Культура Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единогорусского литературного языка. Огромное влияние на культуру в целом — на литературу, зодчество, живопись — оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре средневековой Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными.
Хотя письменность получила большое распространение только после принятия христианства, существуют археологические данные о том, что славянская письменность существовала еще в начале X в. Но только с XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. Появились переводы греческих, болгарских книг, исторические сочинения. Книги тогда стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами.
Были открыты первые школы при церквях, монастырях, в городах. Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи — погодное изложение исторических событий. Многие предания вошли в «Повесть временных лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом Киево-Печорского монастыря Нестором в 1113 г. Помимо исторических сочинений в Киевской Руси создаются произведения и других жанров. В 1049 г.митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати», которое свидетельствовало о глубоком проникновении идеологии христианства в сознание русских отцов Церкви.
Получила распространение иконопись. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшие техники — скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства.
Христианских мучеников за веру распинали, обезглавливали, травили дикими зверями. Лишь в 313 году император Константин I Великий разрешил свободно исповедовать христианство на всей территории Римской империи. Христианство очень быстро вытеснило языческие верования, стало господствующей, а с конца IV века единственно разрешённой религией империи. Теперь уже христиане начали преследовать язычников.Христиане получили возможность лучше разобраться в собственном учении, ведь в нём было много неясного. Со времени земной жизни Иисуса Христа и его учеников-апостолов столетия, и многие толковали их слова по-разному. Нужно было разобраться, во что и как следует верить, как правильно почитать Господа. Без правильных ответов на эти вопросы нельзя было достичь Царства Небесного. Над ними глубоко размышляли христианские богословы IV—V веков. Самых выдающихся из них, оказавших значительное влияние на развитие христианской церкви и причисленных к лику святых, принято называть отцами церкви. Наиболее известны среди них Августин, Иероним и Иоанн Златоуст. Важнейшей заслугой святого Иеронима был перевод с греческого языка на латынь Библии - главной книги всех христиан, их Священного Писания. Теперь Священное Писание стало доступно для всего населения Римской империи. Перевод Иеронима использовался в Западной Европе в течение всего Средневековья, и образованные люди часто говорили и писали фразами и оборотами, взятыми из него. Среди верующих часто возникали разногласия. В ожесточённых спорах побеждала одна из точек зрения. Закреплённая мнением большинства, она становилась догматом — важным положением вероучения, обязательным для всех верующих. Для решения спорных вопросов устраивались соборы, в заседаниях которых участвовали епископы и богословы. Первые два собора, созванные в Никее в 325 году и в Константинополе в 381 году, свели важнейшие догматы христианства в краткий Символ веры. Учение, которое сложилось на соборах и соответствовало Символу веры, в греческом языке именовалось ортодоксальным, что переводится как «правоверный, православный ». Церковь называла себя католической (кафолической), что значит «вселенская, всеобщая». Позже, когда в христианской церкви произошёл раскол, церковь Востока стала именоваться православной, а церковь Запада — католической...
Хотя письменность получила большое распространение только после принятия христианства, существуют археологические данные о том, что славянская письменность существовала еще в начале X в. Но только с XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. Появились переводы греческих, болгарских книг, исторические сочинения. Книги тогда стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами.
Были открыты первые школы при церквях, монастырях, в городах. Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи — погодное изложение исторических событий. Многие предания вошли в «Повесть временных лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом Киево-Печорского монастыря Нестором в 1113 г. Помимо исторических сочинений в Киевской Руси создаются произведения и других жанров. В 1049 г.митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати», которое свидетельствовало о глубоком проникновении идеологии христианства в сознание русских отцов Церкви.
Получила распространение иконопись. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшие техники — скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства.