Новое время – период в истории человечества между средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую историю. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а культурно-духовный. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию. Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».
Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остается условным – не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.
Народное искусство украшения тканых изделий имеет многовековую историю и традиции, присутствуя в жизни молдаван как в сельской, так и в городской местности вплоть до наших дней.
Любовь к прекрасному проявляется в нашем народе во всём: в том, как украшается жилище, как одеваются люди в будни и особенно в праздники. Свидетельства о том, как украшалась одежда наших предков, мы находим на древних исторических памятниках. На Троянской колонне в Риме и на триумфальном памятнике в Адамклисе (Добруджа, Румыния) высечены изображения даков в костюмах, похожих на одежду молдавских крестьян. В различных документах (дарственных, списках приданого и др.) XV–XVI вв. упомянуты списки декоративно-тканых вещей, одежды и т. д. Из описей очевидно использование различных декоративно-технических приёмов: ковроделие, шитье по счетной системе, вышивка одежды, вязание кружев. О старинных вышивках можно судить по знаменитым произведениям – вышитым коврам, созданным Еленой Волошанкой, дочерью Штефана Великого, а также по многочисленным монастырским изделиям и одежде церковнослужителей. Также существуют описания, списки приданого, свидетельства иностранных путешественников относительно тканых изделий и одежды.
Богатый и оригинальный этнографический материал относительно одежды и тканых изделий, украшенных шитьём и вышивкой, соотнесённый с характером сырья и назначением предметов, хранится в музейных коллекциях и отчётах экспедиций.
Народное искусство украшения текстильных изделий развивалось на протяжении многих веков, однако наиболее оригинальным и разнообразным по технике оно было в XVIII – первой половине XIX века, когда домашние занятия и ремесленные мастерские при монастырях и домах бояр были на пике своего развития, когда традиции ткачества и вышивки высоко ценились как одни из почитаемых элементов социально-экономического статуса девушек и женщин.
С удалённостью от степных кочевников на юге